Изменение метода таможенной оценки и корректировка таможенной стоимости

Организация-поставщик и организация-покупатель, зарегистрированная и действующая по законам Гонконга, заключили внешнеэкономический контракт на поставку металлического лома. Организация-поставщик во временной ГТД определила таможенную стоимость товара путем применения первого метода - по стоимости сделки с вывозимыми товарами. В полной ГТД организация-поставщик использовала аналогичный расчет таможенной стоимости. Таможенный орган не принял заявленную таможенную стоимость товара, направил запросы (уведомления) о представлении дополнительных документов, обосновывающих формирование заявленной таможенной стоимости, во исполнение которых организация-поставщик представила имеющиеся у нее документы. Таможенный орган не согласился с использованием организацией избранного метода определения таможенной стоимости вывозимого металлического лома, выдвинув довод о том, что калькуляция не отражает всех понесенных затрат, которые должны быть включены в стоимость товара согласно внешнеторговому контракту. Таможенным органом было предложено определять таможенную стоимость товара с использованием другого метода таможенной оценки. В связи с отказом организации определить таможенную стоимость по иному методу таможня приняла решение о корректировке таможенной стоимости на основе сведений о ценах внешнеторговых сделок с однородными товарами, имеющихся в таможне. Существуют ли в данном случае у таможенного органа правовые основания для принятия решения по корректировке стоимости?

 

В соответствии со ст. 14 Закона РФ от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон N 5003-1) порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.

На основании п. 7 Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 500 (далее - Правила определения таможенной стоимости), основными принципами определения таможенной стоимости вывозимых товаров являются те же принципы, которые установлены Законом N 5003-1 для определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящим разделом.

Исходя из п. 8 Правил определения таможенной стоимости первоосновой для таможенной стоимости вывозимых товаров является стоимость сделки с ними в значении, установленном п. 10 настоящих Правил. Если таможенная стоимость вывозимых товаров не может быть определена по стоимости сделки с ними, таможенная стоимость таких товаров определяется на основе стоимости сделки с идентичными товарами, стоимости сделки с однородными товарами или на основе расчетной стоимости. Декларант в зависимости от имеющихся у него документов имеет право выбрать для определения таможенной стоимости вывозимых товаров одну из указанных основ.

В силу п. 1 ст. 63 Таможенного кодекса РФ при производстве таможенного оформления лица, определенные ТК РФ, обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для таможенного оформления. Таможенные органы вправе требовать при производстве таможенного оформления представления только тех документов и сведений, которые необходимы для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации и представление которых предусмотрено в соответствии с ТК РФ.

На основании п. 2 ст. 63 ТК РФ перечни документов и сведений, требования к сведениям, которые необходимы для таможенного оформления применительно к конкретным таможенным процедурам и таможенным режимам, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, в соответствии с ТК РФ. При этом федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, вправе сокращать установленные ТК РФ перечни документов и сведений, необходимых для таможенного оформления, с учетом категорий лиц, перемещающих товары и транспортные средства, видов товаров, целей использования товаров, требований таможенных режимов или исходя из вида транспорта, используемого при перемещении товаров через таможенную границу. Сроки представления документов и сведений, необходимых для таможенного оформления, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, если иное не установлено ТК РФ.

Согласно п. 2 ст. 323 ТК РФ заявляемая декларантом таможенная стоимость товаров и представляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации.

Согласно ст. 367 ТК РФ таможенные органы проверяют документы и сведения, представленные при таможенном оформлении товаров и транспортных средств, в соответствии с ТК РФ в целях установления подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений, а также правильности их оформления. Проверка достоверности сведений, представленных в таможенные органы при таможенном оформлении, осуществляется путем их сопоставления с информацией, полученной из других источников, в том числе по результатам проведения иных форм таможенного контроля, анализа сведений специальной таможенной статистики, обработки сведений с использованием программных средств, а также другими способами, не запрещенными законодательством Российской Федерации. При проведении таможенного контроля таможенный орган вправе мотивированно запросить дополнительные документы и сведения исключительно в целях проверки информации, содержащейся в таможенной декларации и иных таможенных документах. Таможенный орган запрашивает такие документы и сведения в письменной форме и устанавливает срок для их представления, который должен быть достаточен для этого. Запрос дополнительных документов и сведений и их проверка не препятствуют выпуску товаров (ст. 149), если иное прямо не предусмотрено ТК РФ.

В силу п. 1 ст. 19 Закона N 5003-1 таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, является стоимость сделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в Российскую Федерацию и дополненная в соответствии со ст. 19.1 настоящего Закона.

На основании п. 2 ст. 19 Закона N 5003-1 таможенной стоимостью товаров является стоимость сделки при условии, если:

1) не существует ограничений в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые:

установлены федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы;

существенно не влияют на стоимость товаров;

2) продажа товаров или их цена не зависит от соблюдения условий или обязательств, влияние которых на стоимость товаров не может быть количественно определено;

3) любая часть дохода, полученного в результате последующих продажи товаров, распоряжения товарами иным способом или их использования, не будет причитаться прямо или косвенно продавцу, за исключением случаев, когда в соответствии со ст. 19.1 настоящего Закона могут быть произведены дополнительные начисления;

4) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, за исключением случаев, когда покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами, но стоимость сделки приемлема для таможенных целей в соответствии с п. п. 3 и 4 настоящей статьи.

Исходя из п. 7 ст. 323 ТК РФ в случаях, когда декларантом не представлены в установленные таможенным органом сроки дополнительные документы и сведения либо таможенным органом обнаружены признаки того, что представленные декларантом сведения могут не являться достоверными и (или) достаточными, и при этом декларант отказался определить таможенную стоимость товаров на основе другого метода по предложению таможенного органа, таможенный орган самостоятельно определяет таможенную стоимость товаров, последовательно применяя методы определения таможенной стоимости товаров. Таможенный орган уведомляет декларанта о принятом решении в письменной форме не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения. В случае когда таможенный орган определяет таможенную стоимость товаров после выпуска товаров, таможенный орган выставляет требование об уплате таможенных платежей (ст. 350), если требуется доплата таможенных пошлин, налогов. Уплата дополнительно исчисленных сумм таможенных пошлин, налогов должна быть осуществлена в течение 10 рабочих дней со дня получения требования. Пени на дополнительную сумму таможенных пошлин, налогов, уплаченную в течение указанного срока, не начисляются.

Следовательно, при выполнении критерия достаточности и достоверности документов, представляемых в обоснование примененного метода определения таможенной стоимости, у таможенного органа отсутствуют правовые основания для принятия решения о корректировке таможенной стоимости товара.

К аналогичным выводам пришли и суды. ФАС Дальневосточного округа в Постановлении от 03.10.2007 N Ф03-А51/07-2/4072 отметил: в связи с тем что общество представило всю необходимую имеющуюся в его распоряжении информацию в обоснование заявленной им таможенной стоимости товара, у таможенного органа отсутствовали правовые основания для ее корректировки. ФАС Дальневосточного округа в Постановлении от 18.04.2007, 11.04.2007 N Ф03-А73/07-2/637 пришел к выводу о том, что содержащиеся в представленных обществом документах сведения позволяют с достоверностью установить цену товара, в связи с чем общество правомерно применило первый метод определения таможенной стоимости спорного товара - по цене сделки с ввозимыми товарами. Следовательно, таможенным органом неправомерно принято решение о корректировке таможенной стоимости. ФАС Дальневосточного округа в Постановлении от 13.11.2008 N Ф03-4957/2008 отметил, что, поскольку таможенным органом не доказано наличие обстоятельств, препятствующих применению декларантом первого метода определения таможенной стоимости, а представленные документы содержали полную информацию о товаре и являлись достаточными для определения стоимости товара по цене сделки, решение таможенного органа о корректировке таможенной стоимости является неправомерным.

Таким образом, поскольку в рассматриваемом случае был выполнен критерий достаточности документов, таможенным органом признаки недостоверности сведений не были установлены, то у таможенного органа отсутствовали правовые основания для принятия решения о корректировке таможенной стоимости товара.