Несоответствие сведений в отчете ДО2мв, сведениям, указанным в ГТД

Организация (владелец СВХ) осуществляет грузовые операции в порту с товарами, находящимися на временном хранении под таможенным контролем. По требованию таможенного органа в целях осуществления таможенного контроля она представила ему отчет по форме ДО2мв. При этом груз был принят организацией в постоянную зону таможенного контроля (ПЗТК), вывоз товара разрешен таможенным органом из этой зоны, выдача товара осуществлена также из ПЗТК (без помещения товара на склад). В результате документальной проверки выявлено, что сведения, указанные в отчете о весе брутто товара, не соответствуют сведениям, указанным в ГТД. На основании этого таможенный орган вынес постановление о привлечении организации к административной ответственности, предусмотренной ст. 16.15 КоАП РФ. Правомерно ли такое постановление?

 

В соответствии со ст. 108 ТК РФ владельцем склада временного хранения СВХ может быть российское юридическое лицо, включенное в Реестр владельцев складов временного хранения. Владелец склада временного хранения осуществляет хранение товаров, находящихся под таможенным контролем, в случаях и на условиях, которые установлены ТК РФ. Отношения владельца склада временного хранения с лицами, помещающими товары на хранение, строятся на договорной основе. Отказ владельца склада временного хранения (за исключением склада закрытого типа, используемого для хранения товаров владельца склада) от заключения договора при наличии у него возможности осуществить хранение товаров не допускается.

В силу пп. 2 п. 1 ст. 112 ТК РФ владелец СВХ обязан вести учет хранимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять в таможенные органы отчетность о хранении таких товаров (ст. 364 ТК РФ).

Согласно ч. 2 ст. 363 ТК РФ таможенный орган запрашивает документы и сведения, необходимые для таможенного контроля, в письменной форме и устанавливает срок их представления, который должен быть достаточен для этого. По мотивированному обращению лица указанный срок продлевается таможенным органом на время, необходимое для представления соответствующих документов и сведений.

На основании ст. 364 ТК РФ таможенные брокеры (представители), владельцы складов временного хранения, владельцы таможенных складов и таможенные перевозчики, лица, пользующиеся специальными упрощенными процедурами (ст. 68 ТК РФ), а также лица, пользующиеся и (или) владеющие условно выпущенными товарами, по требованию таможенных органов обязаны представить в таможенные органы отчетность о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и (или) используемых товарах по формам, определяемым федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела.

Приказом Государственного таможенного комитета РФ от 03.09.2003 N 958 утверждены Правила совершения таможенных операций при временном хранении товаров (далее - Правила). Приложениями к Правилам определены соответствующие формы, в том числе формы ДО1мв и ДО2мв (Приложения 3 и 4).

Исходя из пп. "а" п. 27 Правил, владелец СВХ обязан вести учет хранимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять в подразделение таможенного органа отчетность об их хранении (пп. 2 п. 1 ст. 112 ТК РФ) при помещении товаров после их прибытия на таможенную территорию РФ морским (речным) и воздушным транспортом на СВХ, расположенный в месте прибытия, по форме ДО2мв - отчетность, формируемая в случае выдачи товаров с СВХ.

По смыслу приведенных норм обязанность по представлению отчетности по форме ДО2мв возникает у ответственного лица лишь при выдаче товаров со склада временного хранения.

Объективную сторону административного правонарушения образуют непредставление в установленный срок в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством РФ, а равно представление отчетности, содержащей недостоверные сведения (ст. 16.15 КоАП РФ).

Из рассматриваемой ситуации следует, что организация представила в таможенный орган отчет по форме, предусмотренной для СВХ в отношении товара, помещенного в зону таможенного контроля и выпущенного таможенным органом из этой зоны. Таким образом, фактически она представила недостоверную отчетность в отношении товара, помещенного в ПЗТК. Лица, осуществляющие операции в отношении товаров, находящихся (хранящихся) в местах их разгрузки и перегрузки (перевалки) в морских и речных портах без помещения на склады временного хранения, не поименованы в ст. 364 ТК РФ.

Объективную сторону вмененного заявителю правонарушения образует непредставление соответствующей отчетности, когда таковое установлено законодательными актами.

Совершение таможенных операций при нахождении товаров в местах разгрузки и перегрузки (перевалки) в морских и речных портах, открытых для международного грузового и (или) пассажирского сообщения, без помещения на СВХ под таможенным контролем регулируется Приказом ГТК России от 27.08.2003 N 939 "Об утверждении Инструкции о совершении таможенных операций при нахождении товаров в местах разгрузки и перегрузки (перевалки) в морских и речных портах, открытых для международного грузового и (или) пассажирского сообщения, без помещения на склады временного хранения под таможенным контролем" (далее - Инструкция).

Согласно п. 2 Инструкции товары после прибытия и представления таможенному органу соответствующих документов и сведений могут быть разгружены или перегружены, помещены на СВХ, заявлены для помещения под определенный таможенный режим либо для внутреннего таможенного транзита. Товары с момента их предъявления в месте прибытия приобретают статус находящихся на временном хранении (п. 3 Инструкции).

В местах регулярного проведения операций по разгрузке, перегрузке (перевалке) и хранения товаров, находящихся под таможенным контролем, создаются ПЗТК.

В иных случаях для проведения операций по разгрузке, перегрузке (перевалке) и для хранения товаров, находящихся под таможенным контролем, создаются временные ЗТК (п. 5 Инструкции).

При помещении товаров в зоны таможенного контроля в таможенный орган представляются документы, содержащие сведения о наименовании и местонахождении отправителя (получателя) товаров в соответствии с транспортными (перевозочными) документами, стране отправления и стране назначения товаров, наименовании товаров, их количестве, количестве грузовых мест, характере и способе упаковки и маркировки товаров, массе брутто товаров (в килограммах) либо объеме товаров (в кубических метрах).

В документах могут отсутствовать сведения о получателе товаров, а также иные сведения, если это предусмотрено международными конвенциями, транспортными уставами и кодексами, другими законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами, касающимися международных перевозок грузов (п. 9 Инструкции).

Если в процессе принятия товаров на хранение устанавливаются факты повреждения или порчи товаров, а также несоответствия наименования, массы товаров или количества мест данным, указанным в транспортных или коммерческих документах, лицо, осуществляющее грузовые операции в порту, незамедлительно извещает о данных фактах таможенный орган.

Лицо, осуществляющее грузовые операции в порту с участием перевозчика, составляет акт-извещение, в котором отражает сведения: о несоответствии наименования, массы или количества мест, повреждении (порче) товаров, об обнаружении товаров, не указанных в транспортных документах (п. 15 Инструкции).

Однако указанная Инструкция не относится к законодательному акту в силу ст. ст. 3, 5, 6 ТК РФ, поэтому организация не должна была представлять в таможенные органы отчетность по форме ДО2мв.

Данный вывод поддерживают и арбитражные суды (например, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 17.03.2009 по делу N А13-10216/2008 и по делу N А13-9552/2008).

Следовательно, вынесенное таможенным органом постановление о привлечении организации к ответственности по ст. 16.15 КоАП РФ следует признать неправомерным.