Система таможенного контроля в Евразийском экономическом союзе

 

В условиях формирования Евразийского экономического союза (далее - Союз) расширились внешнеторговые связи России с государствами - членами Союза, обусловленные открытостью экономик, созданием единой таможенной территории и единого правового института. Одновременно с этим выявилось и несоответствие национальных законодательств законодательству Союза, актуализировались проблемы таможенного контроля, особенно в области таможенного контроля после выпуска товаров.

Как известно, все товары, перемещаемые через таможенную границу Евразийского экономического союза, подлежат таможенному контролю. Однако на практике из-за значительного грузопотока, сложности ассортимента товаров, конструкционных особенностей транспортных средств, участвующих в трансграничном перемещении товаров, и многих других факторов проведение таможенного контроля в пунктах пропуска и на этапе таможенного декларирования в отношении всех перемещаемых товаров бывает затруднительным. Помимо этого, многие контрольные меры являются времязатратными, что требует от таможенных органов обоснованности их применения (например, таможенная экспертиза, таможенный досмотр и т.п.).

Сложившаяся ситуация нацеливает на необходимость трансформации таможенного контроля, выделения определенных этапов, которым свойственны характерные только для них роль и задачи. Изложению наиболее актуальных проблем таможенного контроля после выпуска товаров, а также методов и направлений их разрешения и посвящена данная статья.

Таможенный контроль, согласно статье 4 Таможенного кодекса Таможенного союза, представляет собой совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательств государств - членов Таможенного союза.

По сути, таможенные органы посредством таможенного контроля воздействуют на процесс перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательств государств - членов Таможенного союза. Укрупненная схема проведения таможенного контроля представлена на рисунке.


Укрупненная схема функционирования системы таможенного контроляСистема таможенного контроля

Совокупность реализуемых форм и методов контроля исходя из анализа положительной мировой практики и сложившейся технологической схемы таможенного контроля классифицируется на контроль до и после выпуска товаров.

Отметим, что первые три этапа формируют процесс таможенного контроля до выпуска, четвертый - после выпуска товаров. Таможенным законодательством созданы необходимые предпосылки с юридической точки зрения, формирующие непрерывность таможенного контроля независимо от его этапа. Так, в соответствии со статьей 196 Федерального закона N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" установлено, что предварительная информация предоставляется как для анализа, так и для проведения проверочных мероприятий до представления товаров в таможенные органы в целях выбора объектов контроля и осуществления выпуска товаров либо принятия иных обязательных решений в отношении товаров, не являющихся объектами контроля в соответствии с системой управления рисками (СУР).

В этой связи актуализируются требования, предъявляемые к информации, особенно к предварительной информации. Проблема заключается в том, что недостоверные сведения о перемещаемых товарах, применяемой таможенной процедуре, уплаченных таможенных платежах, соблюдении запретов и ограничений повышают риск правонарушений и таможенных преступлений. Особенно актуализируется потребность в достоверных сведениях в условиях Евразийского экономического союза, когда все активнее используются такие прогрессивные таможенные технологии, как удаленный выпуск товара, предварительное информирование.

С одной стороны, предварительная информация позволяет осуществить предварительный контроль и снизить риски. С другой стороны, поскольку информация, предоставляемая участниками внешнеэкономической деятельности, является предварительной, она может содержать неполные либо неточные сведения о перемещаемых товарах, что требует ее дальнейшей корректировки.

В свою очередь, Приказом ФТС России от 05.07.2012 N 1345 определен единообразный подход к использованию таможенными органами Российской Федерации в рамках системы управления рисками предварительной информации о товарах, предполагаемых к ввозу на территорию Российской Федерации автомобильным транспортом, и транспортных средствах международной перевозки, перемещающих такие товары.

Чрезмерно детализирован и излишне перенасыщен законодательными и ведомственными актами порядок проведения таможенного контроля при прибытии товаров в Российскую Федерацию, в том числе с учетом возложения на таможенные органы выполнения функций по осуществлению иных видов государственного контроля в пунктах пропуска. Наделение таможенных органов дополнительными функциями при проведении таможенного и иных видов государственного контроля нацелено на упрощение технологической схемы государственного контроля. Такая организация контроля должна привести к однократному проведению должностными лицами таможенных органов контрольных действий в соответствии с возложенными функциями и однократному отражению результатов в единой автоматизированной базе данных.

Однако анализ применения единых методологических подходов к оформлению разрешительных документов указывает на проблемы оформления декларации на товары. Единые методологические подходы к порядку заполнения декларации на товары в Таможенном союзе определены решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 257 "Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций". Инструкция N 257 обязательна для применения во всех странах - участницах Таможенного союза, однако заполнение декларации имеет свои особенности в зависимости от страны назначения товара, также имеются нерешенные вопросы, затрудняющие ведение предпринимательской деятельности участниками внешнеэкономической деятельности. Выявленные разногласия оказались в таком количестве, что потребовались их систематизация и классификация (Евразийский экономический союз (ЕАЭС): финансовая и промышленная политика: Коллективная монография).

Проведение проверочных мероприятий при совершении таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру, сопряжено в первую очередь с проведением форматно-логического контроля и контроля в форме проверки документов и сведений. Этот этап таможенного контроля в настоящее время предполагает максимальное использование возможностей СУР и одновременно фактического таможенного контроля. Именно поэтому каждый этап последующего проведения таможенного контроля должен основываться на результатах таможенного контроля предыдущих этапов.
В подтверждение тезиса можно привести анализ положений проекта Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, касающихся таможенного контроля, который позволил прийти к выводу о новых подходах к институту (системе) таможенного контроля, оказывающих значительное влияние на развитие таможенного администрирования.

Анализ практики проведения таможенного контроля позволяет прийти к выводу, что таможенный контроль, проводимый на каждом этапе (даже по одному и тому же товару), отличается высокой степенью автономии. Особенно это касается проведения таможенного контроля после выпуска и применения СУР в деятельности подразделений таможенного контроля после выпуска товаров.
В процессе проведения таможенного контроля таможенные органы тесно взаимодействуют с другими федеральными органами исполнительной власти, проводят профилактические проверки. Так, во взаимодействии с государственными контролирующими и правоохранительными органами в 2014 году ФТС России проведено 543 таможенные проверки (в 2013 году - 569). В результате проверок доначислено 1352,3 млн. рублей, взыскано 170,4 млн. рублей, возбуждено 361 дело об административном правонарушении и 27 уголовных дел.
Однако, несмотря на впечатляющие показатели, Т.С. Зуева отмечает: "Недостаточный уровень информационно-технического оснащения федеральных органов исполнительной власти оказывает влияние на низкую степень унификации форматов, способов и регламентов обмена информацией, а также затрудняет получение информации с требуемой степенью актуальности".

В части совместных проверок с другими государственными контролирующими и правоохранительными органами актуальными являются планирование и проведение скоординированных проверочных мероприятий, что может быть продолжительным по времени. Совершенствование механизма планирования скоординированных проверочных мероприятий и порядка взаимного информирования по итогам контрольных мероприятий по единой информационной базе, несомненно, ускорит процесс проведения таможенного контроля.

Таможенный контроль после выпуска товаров позволяет противодействовать негативным тенденциям в сфере внешнеторговой деятельности, не создавая дополнительных барьеров во внешнеторговых отношениях с иностранными контрагентами, что способствует ускорению совершения таможенных операций и созданию благоприятных условий для законопослушных участников внешнеторговой деятельности. Причем создание благоприятных условий предполагает упрощение и гармонизацию таможенных процедур, сокращение времени таможенного декларирования при одновременном повышении результативности таможенного контроля (результативность достигается в том числе за счет использования таможенными органами принципов достаточности и выборочности при проведении таможенного контроля) и партнерский подход в отношениях таможенных органов и бизнес-сообщества.

Роль таможенного контроля после выпуска товаров значима и в части формирования доходов федерального бюджета. Так, анализ формирования доходов федерального бюджета с 2011 по 2014 год, обусловленных результатами проведенных форм таможенного контроля после выпуска товаров, позволил выявить следующие результаты:

  • при сокращении количества проверочных мероприятий (с 8819 проверок в 2011 году до 6684 - в 2014 году), в частности таможенных проверок, наблюдается увеличение объема доначисления (с 2602 млн. руб. в 2011 году до 7303 млн. руб. в 2014 году) таможенных платежей и пеней, наложенных штрафов;
  • объем таможенных платежей, пеней, штрафов, взысканных в федеральный бюджет от доначисленных сумм, составляет в среднем не более 52,86% (доначислено с 2011 по 2014 год 20853 млн. руб., а взыскано - 11023 млн. руб.).

Основными направлениями таможенных проверок (одними из наиболее эффективных форм таможенного контроля после выпуска) в 2014 году являлись:

  • контроль достоверности заявления таможенной стоимости (21,1%);
  • контроль достоверности заявления кода ТН ВЭД ТС (19,1%);
  • соблюдение порядка пользования либо распоряжения условно выпущенными товарами (10,8%).

Однако, следует заметить, нормативно-правовые акты ФТС России четко не определяют порядок действий должностных лиц, осуществляющих таможенный контроль после выпуска товаров при применении СУР, несмотря на то что их деятельность направлена на минимизацию тех же рисков, что и до выпуска. Результатами такой деятельности являются дублирование в аналитической работе и недостаточное использование результатов контрольной деятельности предыдущего этапа из-за отсутствия "цепи контроля" и наличия разрывов информационного пространства.

В настоящее время проводится работа по совершенствованию таможенного законодательства с учетом создания и функционирования Евразийского экономического союза, в ходе которой страны-участницы пытаются решить в том числе проблемные вопросы, возникающие при таможенном контроле после выпуска. О существующих проблемах неоднократно указывалось в научной литературе. Также указывалось на необходимость создания как методики проведения каждого из видов таможенного контроля на базе методов аудита, так и методики оценки эффективности деятельности подразделений таможенного контроля после выпуска товаров.

Применение системы управления рисками, таким образом, позволяет осуществлять выбор объектов посттаможенного контроля и полноценное использование новейшего программного обеспечения для анализа и оценки их деятельности. Выбор объектов для проведения таможенного контроля после выпуска товаров производится в настоящее время с применением комплекса программных средств "Постконтроль", автоматизированной подсистемы "Оперативный мониторинг таможенных операций", а также возможностей информационно-справочной системы "Малахит" и других программных средств, в совокупности формирующих так называемый сервис выявления рисков. Указанный сервис позволяет автоматически выявлять риски при совершении таможенных операций (прибытие/убытие, помещение под процедуру таможенного транзита, декларирование товаров), а также проверочные действия в отношении сведений, представляемых при предварительном информировании.

В связи с принятием Приказа ФТС России от 02.06.2015 N 1071 оперативный мониторинг и анализ совершения таможенных операций и деятельности участников ВЭД в пределах своих компетенции и полномочий проводят уполномоченные должностные лица подразделений ФТС России, региональных таможенных управлений и таможен, осуществляющие анализ и оценку рисков, а также реализацию и контроль применения СУР.

При этом постоянно обновляющиеся базы данных Единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) таможенных органов, а также информация, документы и сведения, получаемые в рамках международного таможенного сотрудничества, взаимодействия с иными контролирующими государственными органами в России, выступают информационной основой для анализа и оценки таможенных рисков. Вначале производится оценка области риска по видам внешнеэкономической деятельности, затем устанавливаются индикаторы риска, дифференцированные по областям риска.

Но далеко не вся ценовая информация имеет доказательственную силу в суде, что существенно снижает положительный эффект применения СУР, также в настоящее время в Российской Федерации нет органа, компетентного предоставлять легитимную ценовую информацию.

Применение субъектно-ориентированного подхода позволяет таможенным органам в рамках Евразийского экономического союза распределять имеющиеся ресурсы в организации и проведении таможенного контроля наиболее рационально, делая нецелесообразным нарушение таможенного законодательства. Алгоритм действий таможенного органа, осуществляющего контроль после выпуска товаров с применением СУР, должен выглядеть следующим образом.

  1. Если на этапе декларирования не происходит "срабатывания" профиля риска, выпуск товаров осуществляется в установленном порядке.
  2. Если на этапе декларирования происходит "срабатывание" профиля риска с учетом значительности отклонений от индикаторов риска, то определяется возможность переноса таможенного контроля на этап после выпуска. При невозможности такого переноса происходит применение мер по минимизации рисков, предусмотренных соответствующим профилем.

Если существует возможность переноса таможенного контроля на этап после выпуска, то с использованием комплекса программных средств "Постконтроль" производится анализ массива сведений, данных и показателей по участнику внешнеторговой деятельности, предусматривающего отражение результатов анализа в электронном досье участника внешнеторговой деятельности. Значительные отклонения от индикаторов риска будут свидетельствовать о необходимости принятия соответствующих решений (о контроле по результатам анализа СУР, о проведении таможенной проверки, о передаче информации в координирующие структурные подразделения и т.д.). Незначительные отклонения от индикаторов риска позволят проводить профилактические таможенные проверки, планируемые из расчета один раз в три года.

Данный алгоритм осуществления таможенного контроля после выпуска товаров предполагает проведение систематического мониторинга и оценки уровней риска с определенным интервалом цикличности, позволяя анализировать совокупность критериев риска с учетом весомых коэффициентов значимости и оценку в зависимости от степени их проявления.

Анализ исследуемых проблем в области таможенного контроля после выпуска товаров позволил подвести следующие итоги:

  • роль таможенного контроля в формировании доходов федерального бюджета и ускорении внешнеторговой деятельности в условиях расширения таможенной интеграции возрастает;
  • наиболее эффективными инструментами таможенного контроля в целом и таможенного контроля после выпуска в частности в условиях Евразийского экономического союза выступают система управления рисками, предварительное информирование, ЕАИС таможенных органов, единая нормативно-правовая база таможенных органов Союза, а также единые методологические подходы к совершению таможенных операций.

Системное и комплексное разрешение обозначенных в данной статье проблем позволит ускорить товарооборот и расширить внешнеторговый потенциал страны, что, несомненно, обеспечит синергетический эффект в развитии российской экономики в условиях таможенной интеграции.

Январь 2017 г.