Исчисление таможенных платежей при ввозе товаров из Гонконга

 

В таможенном деле понятие страны происхождения товара используется в механизме таможенно-тарифного регулирования. В зависимости от страны происхождения товары могут облагаться преференциальной, базовой или максимальной (т.е. увеличенной вдвое от базовой) таможенными пошлинами. Базовые ставки таможенной пошлины применяются на товары, происходящие из стран, с которыми Россия применяет режим наибольшего благоприятствования (например, Китай), а максимальные - в отношении товаров, происходящих из стран, с которыми Россия этот режим не применяет (например, Гонконг).


Проблемы при исчислении таможенных платежей при ввозе товаров из Гонконга появились после того, как 30 июня 1997 г. Великобритания по истечении столетней аренды вернула его Китаю. С 1997 г. Гонконгу (Сянгану) присвоен статус специального административного района (САР) Китая, который сохранится как минимум до 2047 г. В отношении Гонконга Китай придерживается принципа "Одна страна - две системы".

Рассмотрим экономические показатели Китая и Гонконга. Уровень экономики страны определяется по ВВП (валовому внутреннему продукту) на душу населения. Более точными считаются основные показатели международных сопоставлений ВВП. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) совместно с Евростатом проводят сравнительный анализ развитых экономик начиная с середины 1990-х гг. (в 1996 г. к ним присоединился Росстат). В 2005 г. ОЭСР, Евростат и Всемирный Банк объединили усилия для проведения первого в истории глобального сравнительного исследования мировой экономики (146 стран), основанного на оценке паритета покупательной способности (ППС). Для расчетов ППС была использована сопоставимая корзина из 1 тыс. товаров и услуг с идентичными характеристиками по состоянию на 2005 г.

Примечание. Паритет покупательной способности (ППС) - это коэффициент пересчета курса валют, основанный на реальной стоимости товаров и услуг в каждой стране. ППС позволяет избежать ошибок, возникающих при использовании в расчетах текущих валютных курсов. Самым популярным примером ППС стал так называемый индекс бигмака, рассчитываемый журналом Economist. Как явствует из названия, он основан на сравнении стоимости одноименного пищевого продукта в разных странах мира.

Как видно из табл. 1, некоторые показатели Гонконга гораздо выше, чем Китая. Необходимо дать пояснение в отношении индекса уровня цен. Он определяется как показатель ППС страны, деленный на курс ее валюты к доллару США. Индекс уровня цен показывает "дороговизну" или "дешевизну" страны. Если значение показателя больше 100, значит, цены в стране в среднем больше, чем в США, и наоборот.

Табл. 1. Основные показатели международных сопоставлений ВВП за 2005 год

Страны и
территории

ВВП по
ППС, млрд
долл. США

Доля
страны в
совокупном
ВВП по ППС,
%

ВВП на
душу
населения
по ППС,
долл. США

ВВП на
душу
населения
по ППС,
% к США
(100%)

ППС
(национальных
денежных
единиц за 1
долл. США)

Индекс
уровня
цен,
балл

Российская
Федерация

1 697,5

3,09

11 861

28,5

12,7

45

Гонконг

243,1

0,44

35 680

85,6

5,7

73

Китай

5 333,2

9,70

4 091

9,8

3,4

42

Между КНР и САР Сянган (Гонконг) 29 июня 2003 г. как между самостоятельными таможенными территориями подписано соглашение о тесном экономическом партнерстве, рассматриваемое с точки зрения статьи XXIV ВТО в качестве соглашения о создании зоны свободной торговли (CEPA - Closer Economic Partnership Agreement), в силу которого с 1 января 2004 г. были снижены или отменены таможенные пошлины на 273 товарные позиции в отношении товаров, ввозимых на территорию КНР из САР Сянган (60% экспорта).

Однако Гонконг не подписывал соглашений об устранении двойного налогообложения ни с одной страной, за исключением лимитированного соглашения с США в отношении морских перевозок.

После изменения колониального статуса Гонконга вопрос о возможности распространения соответствующей российско-китайской правовой базы на САР Сянган был поставлен в контексте возможного изменения двустороннего торгового режима после присоединения КНР к ВТО (декабрь 2001 г.).

По мнению Министерства торговли КНР, положения российско-китайского Соглашения о торгово-экономических отношениях от 05.03.1992, ст. 2 которого фиксирует взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в части взимания таможенных пошлин, налогов и сборов при импорте и экспорте товаров и услуг, не могут быть распространены на территорию САР Сянган, так как она является самостоятельной таможенной территорией.

На основании вышеизложенного Письмом ГТК России от 05.08.2004 N 07-48/28560 было установлено, что РНБ, действующий в настоящее время между Россией и КНР, не распространяется на САР Сянган (Гонконг).

Постановлением Правительства РФ от 13.09.1994 N 1057 Китай и Гонконг рассматриваются как два независимых самостоятельных субъекта внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности, существенным отличием которых с позиции мер тарифного регулирования является тот факт, что в отношении Гонконга Российская Федерация не применяет режим наиболее благоприятствуемой нации.

При осуществлении контроля за правильностью определения страны происхождения товаров в РФ должны применяться нормы ст. ст. 34 - 38 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), а также Правил определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций от 12.04.1996. При этом ставки ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из Китая и Гонконга, применяются с учетом положений Приказа ГТК России от 25.12.2003 N 1539.

Что же происходит в настоящее время при таможенном оформлении товаров, экспортируемых из Гонконга? Согласно товаросопроводительным документам страной отправления товаров является Гонконг (юридический адрес фирмы-импортера - город, улица - находится на территории Гонконга). Поэтому в графе 16 грузовой таможенной декларации (далее - ГТД) декларанты-получатели товаров указывают в качестве страны отправления, торгующей страны Гонконг. Однако во избежание уплаты ввозной пошлины в двойном размере страной происхождения данных товаров (графа 34 ГТД) декларанты называют Китай. Зачастую в качестве подтверждения страны происхождения товара служит только инвойс, в котором есть ссылка на страну происхождения товара.

Встречаются и факты предоставления на данные товары фиктивных сертификатов формы "А", подтверждающих страну происхождения - Китай. Ссылки о том, как их получить и от кого, можно найти на различных форумах в Интернете.

Выгодно ли это Китаю и Гонконгу? Безусловно. Производство товаров развивается, в казну поступают налоги. Известно, что в Гонконге отсутствует налог на прибыль, если она извлекается за пределами Гонконга, т.е. если зарегистрированная в Гонконге компания действует в офшорном режиме, хотя последний как понятие в местном законодательстве отсутствует. Однако на практике к офшорным компаниям, главным образом финансовым, административным и транспортным, здесь применяется следующий подход: так как компания в целях получения прибыли все-таки косвенно использует Гонконг, проводя операции с его территории, 10% ее прибыли из иностранных источников все равно считаются извлеченными в Гонконге и подлежат налогообложению по ставке 17,5%. Таким образом, налог на общую сумму прибыли офшорной компании, как правило, составляет 1,75%. Существует тест на налогооблагаемость прибыли торговых фирм Гонконга (табл. 2).

Табл. 2. Тест на налогооблагаемость прибыли торговых фирм Гонконга

Договоры покупки и продажи выполнены в Гонконге

Прибыль полностью облагается налогом

Договоры покупки и продажи выполнены за пределами Гонконга

Прибыль не облагается налогом

Договор покупки либо договор продажи выполнен в Гонконге

Прибыль полностью облагается налогом

Товар продан гонконгскому клиенту

Договор продажи считается выполненным в Гонконге

Товар приобретен у гонконгского поставщика/производителя

Договор покупки считается выполненным в Гонконге

Договоры покупки и продажи выполнены без выезда за пределы Гонконга, согласование условий велось по телефону, факсу в Гонконге

Договоры считаются выполненными в Гонконге

Выгодно ли такое положение России? Выгода для участников ВЭД, заключивших сделку, очевидна: получая более качественный, чем китайский, товар, они уплачивают таможенные платежи в меньшем размере (следует учитывать, что на сумму пошлины увеличивается налоговая база для расчета НДС). Наша же страна несет убытки: производство не развивается, таможенные платежи в полном объеме в бюджет не поступают.

По данным таможенной статистики в 2008 г. в Россию из Гонконга было ввезено 88,35 тыс. т товаров. Страна происхождения - Гонконг - была указана только при ввозе 3,02 тыс. т товаров (табл. 3). Таким образом, в отношении остальных ввезенных товаров из Гонконга в объеме 85,33 тыс. т возникают сомнения в правомерности заявления страны их происхождения.

Табл. 3. Динамика ввоза товаров из Гонконга на территорию России за 2008 год

Заявленная страна происхождения

Количество
ГТД, шт.

Статистическая
стоимость,
тыс. долл. США

Вес, тыс. т

Платежи,
тыс. долл. США

Гонконг

378

11 070,38

3,02

3 421,95

Остальные страны мира

12 441

1 146 517,45

88,35

304 935,79

Разница

12 063

1 135 447,07

85,33

301 513,84

Существуют разные мнения о происхождении товаров, ввозимых из Гонконга.

Так, по словам Л.В. Орлова, руководителя представительства Совета по развитию торговли Гонконга, огромное количество российских малых и средних компаний выходят на китайский рынок именно через Гонконг из-за того, что они не могут нанять людей, говорящих по-китайски, из-за непрозрачности законодательства КНР и наличия в Гонконге компаний, действующих во вменяемом и понятном законодательном поле. Поэтому никакой другой страны происхождения, кроме Китая, и быть не может, так как в Гонконге своего производства не осталось.

В то же время одна из компаний, работающих в сфере международного консалтинга, предоставляет клиентам иную информацию: "Многие российские предприниматели до сих пор считают, что в Гонконге можно закупать лишь бытовую электротехнику, одежду и игрушки. Им следует преодолеть этот стереотип. Гонконг является всемирно известным поставщиком конкурентоспособных писчебумажных товаров, упаковочных материалов, мебели для дома и офиса, запчастей для автомобилей, вычислительной техники, телекоммуникационного оборудования, посуды и многого другого, представляющего интерес для российского рынка".

Поэтому если правильно рассчитать таможенные платежи только в отношении половины ввезенных из Гонконга товаров, страной происхождения которых заявлена иная страна (т.е. увеличить ставку пошлины вдвое и на эту разницу налоговую базу для расчета НДС), то получится, что Российская Федерация в 2008 г. недополучила в бюджет в среднем 15% от таможенной стоимости этих товаров (около 85 158,53 тыс. долл. США).

Почему это происходит? В соответствии с п. 1 ст. 37 ТК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию России представляется документ, подтверждающий страну происхождения товаров, только если в соответствии с международными договорами или законодательством Российской Федерации данной стране предоставляются тарифные преференции. В указанном случае документ, подтверждающий страну происхождения товаров, представляется таможенному органу одновременно с таможенной декларацией. При этом предоставление тарифных преференций может быть обусловлено необходимостью предъявления сертификата о происхождении товара по определенной форме, предусмотренной международными договорами или законодательством Российской Федерации. Пунктом 2 ст. 34 ТК РФ установлены документы, подтверждающие происхождение товаров из конкретной страны, - декларация о происхождении товара (ст. 35) или в случаях, определяемых Правительством РФ, сертификат о происхождении товара (ст. 36). При этом согласно п. 1 ст. 35 ТК РФ декларация о происхождении товара, составленная в произвольной форме, может служить документом, удостоверяющим страну происхождения товаров, при условии, что в ней указаны сведения, позволяющие определить страну происхождения товаров. "В качестве такой декларации могут использоваться коммерческие или любые другие документы, имеющие отношение к товарам, содержащие заявление о стране происхождения товаров, сделанное изготовителем, продавцом или экспортером в связи с вывозом товаров".

Поэтому российские участники ВЭД одновременно с ГТД представляют инвойс, где в качестве страны происхождения товара указана иная, чем Гонконг, страна (как правило, Китай). Возможно, что и во внешнеторговом договоре будет ссылка на страну происхождения товара - Китай, и на внешней упаковке товара - маркировка "Made in China". Тем самым нормы ст. ст. 34, 35, 37 ТК РФ соблюдены и у инспектора таможни нет оснований для дополнительной проверки документов и сведений, установленных ст. 153 ТК РФ. Выявить признаки того, что представленные документы содержат недостоверные сведения, можно только при проведении таможенного досмотра. Однако решение уполномоченного должностного лица таможенного органа о необходимости проведения таможенного досмотра должно быть обосновано. С 1 января 2004 г. основанием для дополнительной проверки документов и сведений является выявление риска, содержащегося в профиле риска, устанавливающем необходимость проведения таможенного досмотра.

Чтобы обеспечить взимание таможенных платежей в полном объеме, необходима разработка нового профиля риска, основанного на сопоставлении граф ГТД (11, 15, 15а, 16, 34) и который в связи с этим легко автоматизировать. Если в одной из граф ГТД - 11 или 15, 15а - будет указан Гонконг (код Гонконга), а в графах 16 и 34 - наименование, код другой страны (не Гонконга), то необходимо будет принять следующие меры:
- запросить сертификат о происхождении товара по установленной форме;
- провести таможенный досмотр каждого наименования товара с применением фотоаппаратуры для выявления маркировки о стране происхождения товара на первичной упаковке товара и самом товаре.

До предоставления сертификата происхождения товара возможен выпуск товара под обеспечение уплаты таможенных платежей, при этом таможенная пошлина должна рассчитываться по ставкам, применяемым к товарам, происходящим из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации (т.е. по максимальным).

Поскольку в целях минимизации уплаты таможенной пошлины в двойном размере возможно занижение таможенной стоимости (при адвалорных ставках), веса товара нетто (при специфических ставках) участниками ВЭД, от таможенных органов потребуется усилить контроль за этими показателями.

Если же сертификат происхождения товара предоставляется вместе с ГТД (это указывается в графе 44), то выпуск товара должен производиться при уплате таможенной пошлины по ставкам, применяемым к товарам, происходящим из стран, торгово-политические отношения с которыми предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации (т.е. по базовым).

На следующий рабочий день ГТД с пакетом документов с таможенного поста направляется в таможню для дальнейшего направления в ГУОТК ФТС России для подтверждения заявленных сведений о стране происхождения товара.

Данные предложения не противоречат таможенному законодательству РФ.

Еще одним вариантом решения рассмотренной проблемы могло бы стать внесение в действующее российское законодательство положения о применении базовой ставки пошлины только при условии соблюдения правила "прямой отгрузки-закупки".

Все вышеперечисленные предложения будут способствовать повышению собираемости таможенных платежей, что особенно актуально в условиях мирового финансового кризиса.