Таможенные операции

 

В соответствии со ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза (Таможенный кодекс Таможенного союза (прил. к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 нояб. 2009 г. N 17)) (далее - ТК ТС) таможенные операции - действия, совершаемые лицами и таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза. На основании анализа действующего таможенного законодательства с целью оптимизации понятийного аппарата таможенного дела попробуем провести классификацию данных действий.

Учитывая приведенное выше определение, в первую очередь таможенные операции делятся по признаку совершающего их субъекта - операции, совершаемые таможенными органами как властными субъектами таможенных правоотношений, и подвластными субъектами.
Далее таможенные операции можно классифицировать по цели их совершения. В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании) к властным субъектам таможенных правоотношений относятся Федеральная таможенная служба Российской Федерации (далее - ФТС РФ), региональные таможенные управления (далее - РТУ РФ), таможни и таможенные посты. Все действия, совершаемые таможенными органами в целях соблюдения таможенного законодательства, направлены на выполнение функций, закрепленных за таможенными органами ст. 12 Закона о таможенном регулировании, и совершаются с учетом их прав, перечисленных в ст. 19 данного Закона. Можно сказать, что в целом назначение и специфика данных операций сводятся к контролю и надзору в области таможенного дела (как и определено п. 1 ч. I Положения о ФТС РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26 июля 2006 г. N 459). Применение таможенными органами любой утвержденной ст. 110 ТК ТС формы таможенного контроля является действием, направленным на соблюдение таможенного законодательства Таможенного союза, то есть - таможенной операцией.

Если в результате проведения таможенного контроля будут обнаружены признаки правонарушения, то в соответствии со ст. 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях это будет являться поводом для заведения дела об административном правонарушении, подведомственном таможенным органам, и реализации соответствующих конкретной ситуации мер принуждения. По мнению ведущих ученых в области административного права, принуждение осуществляется как реакция государственных органов на неправомерное, вредное для общества поведение людей. Его использование обусловлено конфликтом между волей, выраженной в правовом акте, и индивидуальной волей лиц, нарушивших его.
Учитывая приведенное правило, а также определение ст. 4 ТК ТС, применение должностными лицами таможенных органов в отношении нарушителей таможенных правил различных мер принуждения также направлено на обеспечение соблюдения таможенного законодательства и является таможенной операцией.

Кроме того, во исполнение положений ТК ТС таможенные органы:

- консультируют заинтересованных лиц по вопросам, касающимся таможенного законодательства Таможенного союза, и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов (ст. 10 ТК ТС);

- в целях анализа состояния, динамики и тенденций развития внешней торговли товарами ведут сбор и обработку сведений о перемещении товаров через таможенную границу для формирования данных таможенной статистики внешней торговли товарами (ст. 47 ТК ТС);

- в соответствии с п. 4 ст. 51 ТК ТС осуществляют техническое ведение товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (далее - ТН ВЭД);

- осуществляют разрешительное производство при выдаче свидетельств лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность в области таможенного дела (гл. 3 ТК ТС). Исходя из приведенного определения, все перечисленные действия также можно в полной мере отнести к таможенным операциям.

Для наглядности таможенные операции, проводимые таможенными органами, можно изобразить при помощи следующего рисунка.


Рис. 1

Операции, совершаемые подвластными субъектами таможенных правоотношений, многочисленны и напрямую зависят от административно-правового статуса данных лиц, главным образом - от закрепленных за ними обязанностей, возникающих в связи или по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. Напомним, что в соответствии с существующей классификацией подвластные субъекты делятся на:

- лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу;

- лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в области таможенного дела;

- лиц, принимающих участие в области таможенных правоотношений в силу специфики своей деятельности или сложившихся обстоятельств.

Все действия лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу, направлены на выполнение одной, основной таможенной операции - на декларирование. Так как в настоящее время таможенным законодательством понятие декларирования не утверждено, автор предлагает применить следующее определение. Декларирование товаров и транспортных средств - это заявление по установленной форме сведений, необходимых для принятия таможенным органом решения о применении мер тарифного и нетарифного регулирования в отношении перемещаемых через таможенную границу товаров и транспортных средств.

В целях корректного применения данных мер таможенного регулирования декларант вносит в декларацию сведения, для подтверждения которых он обязан выполнить множество действий - таможенных операций, которые зависят от заявляемой таможенной процедуры. Например, для того чтобы правильно рассчитать совокупный таможенный платеж при помещении товара под процедуру "выпуск для внутреннего потребления", декларанту может быть необходимо получить предварительное заключение о классификации товара в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ст. 52, 53 ТК ТС), о стране происхождения товара (ст. 58 ТК ТС), получить разрешение или участвовать во взятии проб и образцов для проведения экспертизы (ст. 144, 155 ТК ТС), осуществить транспортировку, взвешивание или иное определение количества товаров, погрузку, разгрузку, перегрузку, исправление поврежденной упаковки, вскрытие упаковки, упаковку либо переупаковку товаров (ст. 108 ТК ТС) и др. Если товар планируется поместить под одну из процедур переработки, то декларанту необходимо будет оформить и представить наряду с декларацией документ об условиях переработки (ст. 244, 257, 269 ТК ТС). В случае помещения товара под процедуру "уничтожение" декларанту необходимо осуществить полное уничтожение или иное приведение товаров в состояние, при котором они частично или полностью утрачивают свои потребительские и (или) иные свойства и не могут быть восстановлены в первоначальном состоянии экономически выгодным способом (ст. 307 ТК ТС). То есть данная категория субъектов таможенных правоотношений выполняет таможенные операции, связанные с условиями помещения декларируемых товаров под заявляемую таможенную процедуру, а также с обеспечением осуществления таможенными органами таможенного контроля после выпуска товаров (ст. 98 ТК ТС). Представляется, что главным образом данные таможенные операции направлены на соблюдение специального административно-правового режима перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза.

Таможенные операции, выполняемые предпринимателями в области таможенного дела, в большинстве случаев связаны с предоставляемыми ими услугами.

К примеру, таможенный перевозчик в случае ввоза товаров на таможенную территорию Таможенного союза обязан:

- представить товары, документы и сведения о них приграничному таможенному органу (ст. 158, 159 ТК ТС);

- доставить товар с применением процедуры "таможенный транзит" до места доставки с соблюдением установленных таможенными органами сроков и маршрутов (гл. 32 ТК ТС);

- передать товар для размещения в зону таможенного контроля (ст. 225 ТК ТС);

- в предусмотренных случаях уплатить причитающиеся за товар таможенные платежи (ст. 228 ТК ТС).

Владельцы складов временного хранения или таможенных складов обязаны:

- обеспечить хранение товаров с соблюдением установленных сроков и правил;

- обеспечить функционирование режима зоны таможенного контроля;

- в предусмотренных случаях уплатить причитающиеся за товар таможенные платежи (ст. 172, 237 ТК ТС).

В зависимости от объема и специфики предоставляемых услуг таможенные представители могут совершать таможенные операции, свойственные и лицам, перемещающим товары через таможенную границу, и предпринимателям в области таможенного дела, - представлять документы на товары в пунктах пропуска, размещать товары на хранение СВХ, декларировать товары, брать пробы и образцы и т.д. Кроме того, действующим таможенным законодательством всем предпринимателям в области таможенного дела вменяется в обязанность отчитываться перед таможенными органами о предоставленных услугах. То есть, исходя из определения, отчитываясь перед таможенными органами, они также совершают таможенную операцию.

Лица, входящие в последнюю из приведенных категорий подвластных субъектов таможенных правоотношений, также могут или обязаны совершать различные таможенные операции в зависимости от конкретной ситуации. Например, в соответствии со ст. 186 ТК ТС при отсутствии внешнеторговой сделки декларантом может являться лицо, имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами (лицо, купившее на таможенной территории Таможенного союза товары или транспортные средства, ввезенные без соблюдения установленных правил).

Перечисленные действия можно изобразить при помощи следующего рисунка.


Рис. 2

Кроме этого, учитывая, что обеспечение соблюдения таможенного законодательства утверждено правовыми нормами, можно сделать попытку классифицировать таможенные операции с учетом реализации и действия норм таможенного права.

Известно, что реализация норм административного права, частным случаем которых являются нормы таможенного права, есть сознательный процесс претворения в жизнь властной воли его субъектами. В юридической литературе различают способы реализации норм:

исполнение заключается в активных действиях субъектов права по выполнению обязанностей, предписаний, содержащихся в норме;

соблюдение состоит в воздержании субъекта от совершения запрещенных действий; от предыдущей формы отличается пассивным поведением субъектов;

использование означает, что субъект сам принимает решение, воспользоваться или нет предоставленным ему правом;

применение означает принятие компетентным органом власти индивидуального юридически властного решения (акта) на основе действующей нормы.

Ознакомившись с действующим таможенным законодательством, можно убедиться, что и таможенные органы реализуют нормы таможенного права всеми перечисленными способами, а подвластные субъекты данных правоотношений - только тремя первыми. Очевидно, что все действия всех субъектов таможенных правоотношений в рамках объема статьи классифицировать по предложенному признаку невозможно, поэтому ограничимся только некоторыми примерами.

Исполнение. Декларант исполняет нормы таможенного права, декларируя перемещаемые товары по установленной форме. Предприниматель в области таможенного дела исполняет требования, установленные таможенным законодательством к объекту или к транспортным средствам, которые он использует. Таможенный орган ведет статистику ВЭД, осуществляет таможенный контроль и надзор, осуществляет техническое ведение ТН ВЭД.

Соблюдение. Декларант соблюдает сроки подачи таможенной декларации. Предприниматель соблюдает сроки доставки, хранения товара, отчетности. Таможенный орган соблюдает правила проведения форм таможенного контроля.

Использование. Декларант, предприниматель могут использовать свое право на получение в таможенном органе консультации или необходимой информации. Предприниматель может использовать право на получение свидетельства о включении в реестр. Таможенный орган в случае необходимости использует право на проведение личного досмотра или досмотра консульской вализы.

Применение. Должностные лица таможенных органов применяют установленные таможенным законодательством и/или КоАП РФ формы административного принуждения с учетом утвержденных норм.

На основании изложенного становится ясно, что признакам существующего определения таможенной операции соответствует огромное количество самых разнообразных действий, совершаемых таможенными органами и иными субъектами таможенных правоотношений, которые можно объединить в три основных блока:

- действия, направленные на соблюдение специального административно-правового режима перемещения товаров через таможенную границу, совершаемые таможенными органами и субъектами таможенных правоотношений;

- услуги, оказываемые таможенными органами и предпринимателями в области таможенного дела;

- отчетность предпринимателей в области таможенного дела перед контролирующими их деятельность таможенными органами.

Таким образом, существующее определение таможенных операций не дает четкого понимания сути и представления о количестве действий, направленных на соблюдение требований ТК ТС, а также национального таможенного законодательства Российской Федерации. Кроме того, в ТК ТС слово "операции" применяется и в ином значении - например, в ст. 241, 254, 266 данного нормативного акта речь идет о монтаже, изготовлении, ремонте товаров и подобных операциях по переработке товаров, помещаемых под процедуры переработки.

Напомним, что до вступления в силу ТК ТС в российском национальном законодательстве, в учебной литературе и в быту использовался термин "таможенное оформление". В соответствии со ст. 18 Таможенного кодекса Российской Федерации 1993 г. таможенное оформление понималось как "процедура помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим и завершения действия этого режима в соответствии с требованиями и положениями данного Кодекса" (Таможенный кодекс Российской Федерации (утв. ВС РФ 18 июня 1993 г. N 5221-1)). Сравнив это определение с определением ст. 4 ТК ТС, можно предположить, что по замыслу законодателя определение "таможенные операции" должно было заменить ранее используемый термин "таможенное оформление". По мнению автора, это получилось не совсем удачно.

Действия, обозначенные выше как "услуги" и "отчетность", вообще не отвечают смыслу, заложенному в рассматриваемое понятие. Думается, что под таможенными операциями следует понимать только действия, которые совершаются в целях соблюдения специального административно-правового режима перемещения товаров через таможенную границу.

Учитывая изложенное, при внесении дополнений и корректировок в действующую редакцию ТК ТС в целях оптимизации понятийного аппарата таможенного дела предлагается:

Во-первых, возобновить использование привычного и понятного большинству субъектов таможенных правоотношений словосочетания "таможенное оформление" в следующей редакции: "Таможенное оформление - это действия субъектов таможенных правоотношений, совершаемые с целью обеспечения надлежащего декларирования и выпуска товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой".

Во-вторых, не применять в таможенном законодательстве словосочетание "таможенные операции", а слово "операция" использовать в качестве синонима слову "действие" с надлежащими в конкретной ситуации уточнениями. Например, "операции по обеспечению сохранности товаров, находящихся под таможенным контролем", "операции, направленные на обеспечение достоверного декларирования товаров" и т.д.

Январь 2013 г.