Цели применения системы управления рисками

 

Комментарий к статье 128 Таможенного кодекса Таможенного союза ЕврАзЭС: Цели применения системы управления рисками

Таможенные органы в своей деятельности анализируют риски нарушения таможенного законодательств, определяя товары, транспортные средства, документы и лица, подлежащие проверкам в ходе таможенного контроля. Они же устанавливают достаточные объемы проверочных мероприятий в каждом конкретном случае, то есть определяют формы таможенного контроля, которые необходимо применить к таким товарам, транспортным средствам международной перевозки, документам и лицам, а также степень проведения таможенного контроля. Это закреплено в п. 1 ст. 128 ТК.
Определение стратегии и тактики применения системы управления рисками относится к ведению законодательства государств - членов Таможенного союза. Эта норма также закреплена в п. 1 ст. 128 ТК.
Так, в ч. 2 ст. 162 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" установлено, что стратегию и тактику применения системы управления рисками, порядок сбора и обработки информации, проведения анализа и оценки рисков, разработки и реализации мер по управлению рисками определяет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, - Федеральная таможенная служба.
В Таможенном кодексе Республики Беларусь установлено, что вопросы стратегии и тактики системы управления рисками определяются Президентом Республики Беларусь или Правительством Республики Беларусь, а методика - Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь (п. 3 ст. 276 Таможенного кодекса Республики Беларусь).
В ч. 2 п. 1 ст. 216 Кодекса в Республике Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" порядок применения системы управления рисками в таможенных органах Республики Казахстан определяется Правительством Республики Казахстан.
Цели применения системы управления рисками сформулированы в п. 2 ст. 128 ТК.
Из их определения можно обосновать позицию о том, что управление риском представляет собой многоступенчатый процесс, который направлен прежде всего на уменьшение ущерба при неблагоприятных событиях.
Необходимость использования системы управления рисками в таможенной практике обусловлена объективными факторами, например, значительным увеличением объемов внешнеторгового оборота, усложнением его структуры, необходимостью более эффективного осуществления таможенного контроля.
Пункт 3 ст. 128 ТК содержит норму, которой определена возможность таможенным органам осуществлять взаимный обмен информацией о применяемых мерах по минимизации рисков, а также иной информацией, способствующей повышению эффективности проведения таможенного контроля, в порядке, установленном международным договором государств - членов Таможенного союза.
Для комментирования данной нормы приведем в качестве примера часть IV Соглашения о взаимной административной помощи таможенных органов государств - членов Таможенного союза. В Соглашении предусматривается проведение отдельных форм таможенного контроля с применением системы управления рискам.
В случае поступления от одного таможенного органа в другой таможенный орган информации о рисках должностные лица подразделения, уполномоченного в области анализа и управления рисками, принимающего таможенного органа:

- анализируют ее на предмет соответствия законодательству государства - члена Таможенного союза;

- определяют возможность ее формализации для использования в рамках специальных программных средств, применяемых в области системы управления рисками;

- определяют степень выявленного риска и потенциальные негативные последствия риска;

- определяют возможность практической реализации с учетом особенностей технологии осуществления таможенного контроля, установленных законодательством государства - члена Таможенного союза;

- учитывают иные основания, имеющие значение для осуществления таможенного контроля.

По результатам анализа информации о рисках может быть принято решение о ее применении для целей таможенного контроля либо о ее отклонении. В случае отклонения информации о рисках, поступившей от одного центрального таможенного органа, принимающий таможенный орган информирует в установленном порядке заинтересованную сторону о причинах такого отклонения.
В случае принятия решения об использовании информации о рисках для целей таможенного контроля принимающий таможенный орган осуществляет действия в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза.
В силу п. 4 ст. 128 ТК Комиссия может определить область рисков, в отношении которых таможенные органы в обязательном порядке разрабатывают и применяют меры по их минимизации. В этой деятельности таможенные органы осуществляют взаимный обмен информацией о применяемых мерах по минимизации рисков, а также иной информацией, способствующей повышению эффективности проведения таможенного контроля, в порядке, установленном международным договором государств - членов Таможенного союза.

К оглавлению: Комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза ЕврАзЭС