Таможенные органы и их основные задачи

 

Комментарий к статье 6 Таможенного кодекса Таможенного союза ЕврАзЭС

Статья 6 ТК посвящена "титульным" субъектам таможенного права - таможенным органам.
Определение целей и задач таможенной службы, статуса таможенных органов законодательством Таможенного союза и законодательством государств - его членов соответствует базовым понятиям, закрепленным в Киотской конвенции:
E6./F10. "таможенная служба" означает государственную службу, ответственную за применение таможенного законодательства и взимание пошлин и налогов, а также применение иных законов и нормативных актов, касающихся импорта, экспорта, перемещения или хранения товаров;
E11./F2. "таможенный орган" означает административное подразделение таможенной службы, компетентное в совершении таможенных формальностей, а также здания, сооружения или другие территории, определенные для этой цели компетентными органами.
В п. 1 ст. 6 ТК перечислены функции таможенных органов, которые они осуществляют, независимо от их "государственной принадлежности", на таможенной территории Таможенного союза.
1. Таможенные органы содействуют реализации единой торговой политики Таможенного союза. Будучи органами исполнительной власти, они исполняют роль основных инструментов проведения в жизнь решений торговой политики, формируемой в рамках ЕврАзЭС. Таможенные органы могут участвовать в подготовке предложений по совершенствованию торговой политики, разработке правового, организационного и экономического механизмов реализации торговой политики и т.д.
2. Таможенные органы обеспечивают исполнение таможенного законодательства Таможенного союза, на них могут быть возложены функции контроля за исполнением иного законодательства государств - членов Таможенного союза - налогового, валютного, внешнеторгового (законодательства о государственном регулировании внешнеторговой деятельности) и т.д.
3. Таможенные органы в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза совершают различные таможенные операции и осуществляют таможенный контроль. На единой таможенной территории Таможенного союза таможенные органы нередко выполняют эти функции в рамках оказания взаимной административной помощи, под которой понимаются "действия, совершаемые одной таможенной администрацией по поручению другой таможенной администрации или совместно с ней в целях должного применения таможенного законодательства и для предупреждения, расследования и пресечения таможенных правонарушений" (E21./F1 Киотской конвенции).
4. Таможенные органы выполняют фискальную функцию, которая для государств ЕврАзЭС имеет особое значение, поскольку таможенные платежи и иные платежи, уплачиваемые таможенным органам, наряду с налогами являются основными источниками формирования государственных доходов. В качестве фискальных органов таможенные органы взимают таможенные платежи, а также специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, осуществляют контроль за правильностью их исчисления и своевременностью уплаты, а также в рамках своей компетенции принимают установленные законодательством меры по их принудительному взысканию.
5. Таможенные органы, участвуя в процессе государственного регулирования внешнеторговой деятельности, обеспечивают в пределах своей компетенции соблюдение мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов, ограничений и иных мер нетарифного регулирования в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу. За выполнение этой функции таможенные органы нередко называют внешнеторговой полицией.
6. Таможенные органы призваны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов лиц в области таможенного регулирования и в пределах своей компетенции создавать условия для ускорения товарооборота через таможенную границу. На это ее нацеливают и международные стандарты, содержащиеся в Киотской конвенции, в соответствии с которой "таможенная служба устанавливает и поддерживает официальные отношения консультативного характера с участниками торговой деятельности в целях расширения сотрудничества и облегчения участия в разработке наиболее эффективных методов работы, соответствующих положениям национального законодательства и международным соглашениям".
Таможенные органы разъясняют заинтересованным лицам их права и обязанности в области таможенных правоотношений, оказывают содействие в пределах своих полномочий участникам внешнеэкономической деятельности в реализации ими своих прав при совершении таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств международной перевозки. Они осуществляют информирование и консультирование в области таможенного дела, обеспечивают в установленном порядке организации и граждан информацией по вопросам таможенного дела.
7. На таможенные органы возложены задачи по обеспечению мер по защите национальной безопасности государств - членов Таможенного союза, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды. Выполняя соответствующую функцию, таможенные органы контролируют перемещение через таможенную границу оружия, взрывчатых и ядовитых веществ, содействуют поддержанию режима нераспространения ядерного оружия, участвуют в осуществлении экспортного контроля и т.д.
Таможенные органы обеспечивают проведение совместно с иными уполномоченными органами исполнительной власти мероприятий по ветеринарному, фитосанитарному, экологическому контролю. Они отвечают на новые вызовы международной безопасности и в качестве органов, контролирующих перемещение валюты и валютных ценностей через таможенную границу, активно участвуют в мероприятиях по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
8. Таможенные органы выполняют правоохранительную функцию в соответствии с предписаниями законодательства. Они занимаются выявлением, предупреждением и пресечением административных правонарушений и преступлений.
К основным направлениям правоохранительной деятельности таможенных органов относятся борьба с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела, пресечение незаконного оборота через таможенную границу наркотических средств, оружия и т.д., содействие в борьбе с международным терроризмом.
9. Сравнительно новой функцией таможенных органов является обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности. Выполняя эту функцию, таможенные органы в порядке, предусмотренном главой 46 ТК, принимают меры, связанные с приостановлением выпуска товаров при обнаружении признаков нарушения прав интеллектуальной собственности.
10. Ведение таможенной статистики - еще одна функция таможенных органов, закрепленная в ст. 4 ТК. Деятельность таможенных органов по ведению таможенной статистики на территории Таможенного союза регламентируется в главе 5 ТК.
Законодательством государств - членов Таможенного союза могут быть установлены и иные задачи и функции таможенных органов.
Так, например, Федеральным законом "О таможенном регулировании в Российской Федерации" к функциям таможенных органов Российской Федерации отнесены содействие развитию внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации (п. 2 ч. 1 ст. 12), экспортного и транзитного потенциала Российской Федерации, оптимизации структуры экспорта (п. 11 ч. 1 ст. 12).
Кодексом Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" среди основных задач таможенных органов Республики Казахстан названы: осуществление таможенного контроля после выпуска товаров, а также принятие мер по взысканию задолженности; проведение радиационного и транспортного контроля в пунктах пропуска через таможенную границу Таможенного союза; участие в реализации единой бюджетной политики и др. (ст. 8).
Таможенный Кодекс Республики Беларусь среди основных функций таможенных органов упоминает подготовку, переподготовку и повышение квалификации должностных лиц таможенных органов, а также проведение научно-исследовательских работ в области таможенного дела (ст. 313).
Система и статус таможенных органов, условия прохождения службы в таможенных органах определяются законодательством государств - членов Таможенного союза.
В Российской Федерации систему таможенных органов составляют: 1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, - Федеральная таможенная служба (ФТС России); 2) региональные таможенные управления; 3) таможни; 4) таможенные посты (ст. 10 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации").
Таможенными органами в Республике Беларусь являются Государственный таможенный комитет Республики Беларусь и таможни (ст. 312 Таможенного кодекса Республики Беларусь).
В Республике Казахстан создана шестиуровневая система таможенных органов, в которую входят: 1) уполномоченный орган в сфере таможенного дела - Комитет таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан; 2) территориальные подразделения уполномоченного органа в сфере таможенного дела (по областям, городам республиканского значения, столице); 3) таможни; 4) таможенные посты; 5) контрольно-пропускные пункты на таможенной границе Таможенного союза; 6) специализированные таможенные учреждения (таможенные лаборатории, кинологические, учебные, вычислительные центры и др.) (ст. 6 Кодекса "О таможенном деле в Республике Казахстан").
Права, обязанности и ответственность таможенных органов и их должностных лиц также урегулированы на национальном уровне: в Российской Федерации - в параграфе 2 главы 2 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации", в Республике Беларусь - в параграфе 2 главы 33 Таможенного кодекса, в Республике Казахстан - в главе 2 Кодекса "О таможенном регулировании в Республике Казахстан".
В этих же актах законодательства государств - членов Таможенного союза устанавливается порядок применения должностными лицами таможенных органов физической силы, специальных средств, оружия и использования служебных собак, регулируются вопросы обеспечения деятельности таможенных органов (материально-техническое обеспечение; размещение объектов таможенных органов; имущество таможенных органов и др.).
Вопросы прохождения службы в таможенных органах ТК относит также к компетенции национального законодательства. В Российской Федерации соответствующие отношения урегулированы Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации". В Республике Беларусь в соответствии со ст. 326 Таможенного кодекса порядок и условия прохождения службы в таможенных органах регламентируются Положением о прохождении службы должностными лицами таможенных органов Республики Беларусь, утверждаемым Президентом Республики Беларусь.

В целях координации взаимодействия таможенных служб государств - членов Таможенного союза, унификации применения таможенного законодательства и таможенного регулирования по вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов государств - членов Таможенного союза, учреждена Объединенная коллегия таможенных служб государств - членов Таможенного союза (далее - Объединенная коллегия).
Объединенная коллегия осуществляет свою деятельность в пределах полномочий, предусмотренных Договором об Объединенной коллегии таможенных служб государств-членов Таможенного союза от 22 июня 2011 года и другими актами таможенного законодательства Таможенного союза.
Основными задачами Объединенной коллегии согласно ст. 6 Договора об Объединенной коллегии являются: а) координация деятельности таможенных служб государств - членов Таможенного союза; б) участие в формировании единой правовой базы Таможенного союза по вопросам таможенного дела в части, касающейся компетенции таможенных служб; в) обеспечение единообразного применения таможенного законодательства; г) обеспечение унифицированного порядка организации таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств на единой таможенной территории; д) содействие реализации таможенной политики на единой таможенной территории Таможенного союза.
Выполняя поставленные перед ней задачи, Объединенная коллегия (ст. 7 Договора) имеет право:
а) разрабатывать в рамках своей компетенции предложения о совершенствовании порядка учета сумм таможенных пошлин, иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие в условиях Таможенного союза;
б) принимать в рамках своей компетенции решения, направленные на развитие сотрудничества, обеспечение взаимодействия таможенных служб;
в) принимать решения для обеспечения эффективного таможенного администрирования на единой таможенной территории;
г) создавать в установленном порядке постоянные или временные рабочие группы, необходимые для подготовки вопросов в сфере таможенного регулирования в Таможенном союзе;
д) поручать таможенным службам государств - членов Таможенного союза докладывать о ходе реализации норм таможенного законодательства и о ходе выполнения принимаемых Объединенной коллегией решений;
е) определять области рисков, в отношении которых таможенные органы в обязательном порядке разрабатывают и применяют меры по их минимизации;
ж) определять единый порядок обмена информацией и предоставления информации, связанной с уплатой ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие);
з) обеспечивать применение согласованных правил, основанных на единых принципах ведения учета ввозных таможенных пошлин, в соответствии с Соглашением об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) от 20 мая 2010 года;
и) пользоваться иными правами, предусмотренными актами таможенного законодательства Таможенного союза.

К оглавлению: Комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза ЕврАзЭС