Таможенные сборы

 

Комментарий к статье 72 Таможенного кодекса Таможенного союза ЕврАзЭС: Таможенные сборы

Статья 72 посвящена таможенным сборам - виду таможенных платежей, имеющему неналоговую природу и представляющему собой плату, взимаемую таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением товаров, а также за совершение иных действий, установленных ТК и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза.
ТК делегирует регулирование основных вопросов, связанных с установлением и порядком уплаты таможенных сборов, таможенному законодательству государств - членов Таможенного союза.

Виды таможенных сборов и их основные элементы установлены в Российской Федерации в Федеральном законе "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (ст. ст. 123 - 131), в Республике Казахстан - Кодексе Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" (ст. ст. 115 - 120), а в Республике Беларусь - Указом Президента Республики Беларусь от 13 июля 2006 года N 443 "О таможенных сборах".

В Российской Федерации взимаются три вида таможенных сборов: 1) таможенные сборы за совершение действий, связанных с выпуском товаров (таможенные сборы за таможенные операции); 2) таможенные сборы за таможенное сопровождение; 3) таможенные сборы за хранение.
В Республике Казахстан к таможенным сборам относятся: 1) таможенные сборы за таможенное декларирование товаров; 2) таможенные сборы за таможенное сопровождение; 3) плата за предварительное решение.

Больше всего видов таможенных сборов предусматривает таможенное законодательство Республики Беларусь: 1) таможенные сборы за таможенное оформление; 2) таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров; 3) таможенные сборы за осуществление мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности; 4) таможенные сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению; 5) таможенные сборы за принятие таможенными органами предварительного решения; 6) таможенные сборы за выдачу марок, идентификационных знаков или иных знаков для обозначения товаров в целях подтверждения операций таможенного оформления либо принятого таможенным органом решения в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь; 7) таможенные сборы за включение в реестр банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, признанных таможенными органами гарантами уплаты таможенных платежей.

В п. 3 ст. 72 ТК закрепляется принцип, свидетельствующий о неналоговой природе таможенных сборов: размер таможенных сборов не может превышать примерной стоимости затрат таможенных органов за совершение действий, в связи с которыми установлен таможенный сбор. В Федеральном законе "О таможенном регулировании в Российской Федерации" соблюдение этого принципа гарантируется установлением зависимости между величиной уплачиваемого таможенного сбора и объемом предоставленных "таможенных услуг" (расстоянием, на которое осуществлялось таможенное сопровождение; весом груза и сроком хранения товаров на складе временного хранения таможенного органа), а также определением предельного размера таможенных сборов (не более 100000 рублей для таможенных сборов за таможенные операции).

К оглавлению: Комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза ЕврАзЭС