Порядок применения специальных упрощенных процедур таможенного оформления


 
 

Опубликованным документом вводится в действие Порядок установления специальных упрощенных процедур таможенного оформления ввоза товаров (далее - Порядок), который реализует положение ст. 68 Таможенного кодекса РФ. В соответствии с этой статьей для отдельных хозяйствующих лиц предусмотрен облегченный порядок взаимодействия с таможенными органами. Такой Порядок действовал и раньше. Новый Порядок вводится взамен Порядка, принятого ранее Приказом Минэкономразвития России от 27.01.2005 N 9.

 

Прежний Порядок содержал перечень документов и сведений, необходимых для установления специальных упрощенных процедур, а также порядок их представления и рассмотрения органами ФТС России. В новой версии Порядка такой перечень отсутствует, но одновременно с опубликованным Порядком таможенное ведомство приняло Административный регламент (Приказ ФТС России от 23.12.2008 N 1656), который регулирует действия сотрудников таможенной службы по оформлению и контролю упрощенных процедур как отдельной государственной функции ФТС России. Данный Регламент определяет порядок информирования об исполнении и сроки исполнения функции по установлению специальных упрощенных процедур, порядок подачи заявления и перечень документов, представляемых для перехода на упрощенные процедуры, основания для отказа или прекращения применения установленных специальных упрощенных процедур.


Официально документ не был опубликован, но он зарегистрирован в Минюсте России 01.04.2009 N 13648.

 

На кого распространяется Порядок


Опубликованный Порядок распространяется на лиц, осуществляющих ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации, которые удовлетворяют следующим требованиям, указанным в п. 1 ст. 68 Таможенного кодекса РФ:

- лицо не имеет на день обращения в таможенный орган вступивших в силу и неисполненных постановлений по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела и не считается подвергнутым административному наказанию за совершение таких административных правонарушений;

- лицо ведет систему учета своей коммерческой документации способом, позволяющим таможенным органам сопоставлять сведения, содержащиеся в ней, и сведения, представленные таможенным органам при производстве таможенного оформления товаров;

- осуществляет внешнеэкономическую деятельность не менее трех лет.


К перечисленным относятся: российские лица, совершающие внешнеэкономическую сделку, лица, имеющие право владения или пользования товарами на таможенной территории России, а также иные лица, совершающие юридически значимые действия от собственного имени с товарами, находящимися под таможенным контролем. Специальные упрощенные процедуры могут применяться таможенным брокером (представителем), если для лица, от имени и по поручению которого он совершает таможенные операции, предусмотрена возможность применения специальных упрощенных процедур таможенного оформления.

 

Специальные упрощенные процедуры

 

Публикуемый Порядок регламентирует:

- четыре специальных упрощенных процедуры таможенного оформления (см. ниже);

- порядок ведения системы учета коммерческой документации лицами, для которых установлены специальные упрощенные процедуры.


Для установления специальных упрощенных процедур лицо, претендующее на применение таких процедур, обращается с письменным заявлением в произвольной форме в ФТС России (п. 3 Порядка). Лицо вправе выбрать одну или несколько специальных упрощенных процедур из установленного перечня:

1) временное хранение товаров, находящихся под таможенным контролем, на складе лица;

2) предварительное декларирование товаров с подачей неполной периодической таможенной декларации;

3) декларирование товаров, находящихся под таможенным контролем на складе лица, с подачей периодической таможенной декларации;

4) выпуск товаров до подачи таможенной декларации.


Отметим, что во второй процедуре произошло изменение. Ранее действующий Порядок разрешал применять упрощенную процедуру в виде предварительного декларирования товаров с подачей неполной или неполной периодической таможенной декларации, теперь - только с подачей неполной периодической таможенной декларации.


В опубликованном Порядке в отдельных главах приведены правила установления спецрежимов по всем четырем видам упрощенных процедур. В них соответственно оговорены условия по оплате таможенных пошлин и налогов, требования к складам и товарам, комплектам документов, взаимодействию с таможенными органами, перемещению и выпуску товаров, декларированию товаров. Кстати, напомним читателям, что в этом году досмотр (осмотр) товаров и транспортных средств производится таможенными работниками также по новым правилам, введенным в соответствии с Временными методическими рекомендациями (утв. Письмом ФТС России от 25.12.2008 N 01-11/55111).

 

Специальная система учета документов


Опубликованный документ содержит второе Приложение к Порядку, в котором регламентируется еще один Порядок, касающийся ведения системы учета документации лицами, применяющими упрощенные таможенные процедуры (далее - Порядок учета). Для того чтобы организация (предприниматель) могла получить возможность оформлять ввоз товаров по упрощенной процедуре, она обязана вести систему учета коммерческой документации в соответствии с новыми требованиями, определенными в опубликованном документе.


В целом Порядок учета значительно видоизменился. Но многие правила сохранены, в частности, это требование о включении в систему учета всех поставок в рамках осуществления внешнеэкономической деятельности нарастающим итогом со следующего дня после начала введения специальных упрощенных процедур. Как и прежде, ведение бухгалтерского учета товаров юридическими лицами должно осуществляться в соответствии с Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденными Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н. Сохраняется ведение раздельного учета по сведениям о товарах, которые декларируются в разных таможенных декларациях или в одной таможенной декларации, но под разными номерами товара.


Обратите внимание: в предыдущем варианте Порядка раздельный учет дополнительно велся по товарам, которые указаны в одной таможенной декларации под одним номером товара, но имели разные торговые, коммерческие или иные традиционные наименования, или разные товарные знаки, артикулы, стандарты, или разную расфасовку и тому подобные технические и коммерческие характеристики. Но есть и новые правила. Например, введено требование о раздельном учете хозяйственных операций с товарами (материалами), поступившими от российских и иностранных поставщиков.


Как основной учетной единицей сохраняется ведение учета путем формирования по каждой внешнеэкономической сделке Формуляра внешнеэкономической сделки. Однако Формуляр сильно изменился. Ранее учетные документы состояли из Формуляра и дополнительного листа к нему. Теперь он состоит из трех разделов: общие сведения по внешнеэкономической сделке (разд. I), сведения о товаре и о принятии товара к бухгалтерскому учету (разд. II), сведения о расходовании товара (разд. III).


Порядком учета определен достаточно большой перечень сведений, указываемых в Формуляре. Это информация о паспорте импортной (бартерной) сделки, банке, выдавшем паспорт, платежных документах на оплату за товар, расчетных счетах, по которым осуществляется движение средств по внешнеэкономической сделке, таможенных декларациях и многое другое.

 

Революционные изменения

 

Прежде всего обратим внимание читателей, что система учета коммерческой документации отныне должна вестись в электронном виде (п. 19 Порядка учета). Так, система должна позволять формировать выписки из Формуляра, в том числе и на бумажном носителе для представления таможенным органам при проведении таможенного контроля после выпуска товаров или по отдельному запросу таможенного органа.


Второе новшество, которое ужесточает контроль в сфере внешнеэкономической деятельности - это введение регулярной отчетности для лиц, применяющих специальные упрощенные процедуры таможенного ввоза товаров. Отчетность является квартальной. Ежеквартально, не позднее десятого числа месяца, следующего за отчетным, организации (предприниматели) обязаны представлять в таможенный орган, производивший таможенное оформление товаров, отчет о товарах, таможенное оформление которых производилось с применением специальных упрощенных процедур (п. 7 Порядка). Отчет формируется на бумажном носителе. Ранее отчетность предоставлялась только по требованию таможенного органа и в установленные им сроки.