Утилизационный сбор в отношении транспорта

 

Комментарий к Постановлению Правительства РФ от 30.08.2012 N 870 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств"

 

Данное Постановление устанавливает порядок взимания утилизационного сбора за колесные транспортные средства, ввозимые или произведенные, изготовленные в России, а также порядок исчисления, уплаты и возврата уплаченных сумм утилизационного сбора. Важно подчеркнуть, что Постановление N 870 не имеет обратной силы, т.е. не применяется в отношении транспортных средств, на которые паспорта транспортных средств выданы до 1 сентября 2012 г.
Плательщиками утилизационного сбора, в соответствии со ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", признаются лица, которые:

- осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию;

- осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории России;

- приобрели транспортные средства на территории России у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационный сбор.

При этом взимание утилизационного сбора осуществляет Федеральная таможенная служба.
Утилизационный сбор не уплачивается в отношении колесных транспортных средств, которые ввозятся в Россию с территорий государств - членов Таможенного союза и имеют статус товаров Таможенного союза, при соблюдении одного из следующих условий:

- транспортное средство ввезено в Республики Беларусь или Казахстан в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления с уплатой ввозных таможенных пошлин по Перечню ставок, применяемых на территории Белоруссии и Казахстана, отличных от ставок Единого таможенного тарифа Таможенного союза, утв. Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 55;

- организация - изготовитель колесных транспортных средств, зарегистрированная на территории Республик Беларусь или Казахстан, включена в перечень организаций-изготовителей, которые не уплачивают утилизационный сбор, ведение которого осуществляет Министерство промышленности и торговли России. В свою очередь белорусские и казахские изготовители транспортных средств в целях их включения в перечень организаций-изготовителей, которые не уплачивают утилизационный сбор, представляют в Министерство промышленности и торговли России заявление об их включении в данный перечень, в котором указываются сведения:

- о наименовании, об организационно-правовой форме и о месте нахождения организации-изготовителя, а также о сайте организации в Интернете и об электронной почте;

- об осуществлении организацией-изготовителем операций по нанесению индивидуального идентификационного номера (VIN) на неразъемные составляющие кузова (кабины), шасси или специально изготовленные номерные таблички колесных транспортных средств.

Следует отметить, что организации - изготовители транспортных средств (как российские, так и белорусские и казахские) признаются принявшими обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортными средствами своих потребительских свойств, при условии их включения в реестр организаций - изготовителей колесных транспортных средств, принявших такое обязательство, ведение которого осуществляется Минпромторгом России.

В Постановлении N 870 определены условия, которым должна отвечать российская организация - изготовитель транспортных средств, чтобы принять на себя обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты производимыми ею транспортными средствами своих потребительских свойств, а именно:

а) организация-изготовитель является юридическим лицом, зарегистрированным на территории России;

б) организация-изготовитель осуществляет операции по нанесению индивидуального идентификационного номера (VIN) на неразъемные составляющие кузова (кабины), шасси или специально изготовленные номерные таблички транспортных средств;

в) организация-изготовитель осуществляет производство транспортных средств с соблюдением одного из следующих условий:

- в режиме промышленной сборки;

- по технологии, включающей сварку, окраску и сборку кузова, - в отношении транспортных средств категории "М" (транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров). Данные категории колесных транспортных средств соответствуют классификации, предусмотренной Приложением N 1 к Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 N 720;

- по технологии, включающей сборку с использованием кузова (кабины), а также при наличии лонжеронов рам шасси, изготовленных организацией-изготовителем, принявшей обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортными средствами своих потребительских свойств, на основании лицензионного договора, по которому лицензиатом выступает организация-изготовитель, - в отношении транспортных средств категорий М (транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров) и N (транспортные средства, используемые для перевозки грузов - автомобили грузовые и их шасси);

г) организацией-изготовителем организован на территории каждого субъекта России, а также в каждом поселении, городском округе с численностью населения 500 тыс. человек и более (или на расстоянии не более 50 км от границ поселения, городского округа) в пунктах приема транспортных средств, утративших свои потребительские свойства, прием произведенных ею транспортных средств от их собственника (владельца), в т.ч. с привлечением лиц, осуществляющих реализацию производимых ими транспортных средств (дилеров), а также других организаций-изготовителей, включенных в реестр Минпромторга.

При этом организация-изготовитель, принимающая на себя обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты производимыми ею транспортными средствами своих потребительских свойств, за свой счет:

- обеспечивает прием утративших свои потребительские свойства произведенных ею транспортных средств в пунктах приема;

- обеспечивает доставку транспортного средства от пунктов приема до мест осуществления деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортными средствами своих потребительских свойств;

- информирует по запросу заинтересованных лиц, а также Федеральную службу по надзору в сфере природопользования о пунктах приема с указанием данных о месте нахождения, времени работы, контактных телефонах и об адресе сайта в Интернете (при наличии), а также публикует указанную информацию на своем сайте.

В случае отказа организации от исполнения указанных обязательств организация-изготовитель (ее правопреемник) обязана уплатить утилизационный сбор в отношении транспортных средств, изготовленных за три года, предшествующих дате ее исключения из реестра Минпромторга России. В свою очередь организация-изготовитель, включенная в реестр Минпромторга, в подтверждение принятия обязательства в отношении каждого транспортного средства, ею изготовленного, проставляет соответствующую отметку в выдаваемом паспорте транспортного средства (ПТС) либо паспорте самоходной машины и других видов техники.

В целом основная цель введения утилизационного сбора в отношении автотранспортных средств - это создание дополнительного ценового барьера в отношении импортируемого автотранспорта в условиях необходимости снижения импортных пошлин в связи с вступлением России в ВТО.

Реально утилизационный сбор будет уплачиваться только с импортируемых автомобилей, т.к. российские производители, в т.ч. сборочное производство иностранных марок, уплачивать данный сбор не будут. Отечественные автопроизводители войдут в реестр организаций, принявших обязательство обеспечить последующую самостоятельную утилизацию произведенных автомобилей, тем самым будут освобождены от уплаты утилизационного сбора.

В Постановлении N 870 установлены и базовые ставки для расчета утилизационного сбора. Например, для легковых автомобилей (транспортные средства категории М-1), используемых для перевозки пассажиров и имеющих помимо места водителя не более восьми мест для сидения, базовая ставка утилизационного сбора равна 20 000 руб. При этом данная ставка умножается на определенный коэффициент, величина которого зависит от мощности двигателя автомобиля, даты его выпуска, а также от того, кто ввозит автомобиль - юридическое или физическое лицо. Так, если импортером является юридическое лицо, то для нового легкового автомобиля с объемом двигателя от 1 до 2 л расчетный коэффициент равен 1,34, соответственно, сумма утилизационного сбора составит 26 800 руб. (20 000 руб. x 1,34). Если же автомобиль старше трех лет, то для того же объема двигателя расчетный коэффициент будет равен 8,26, а сумма сбора с юридического лица составит 165 200 руб. Уровень утилизационного сбора и влияющие на него параметры приведены в табл. 1.

Таблица 1

Вид транспортного
средства

Коэффициент расчета
утилизационного сбора

Сумма утилизационного
сбора, руб.

новые
автомобили

автомобили,
с даты
выпуска
которых
прошло более
трех лет

новые
автомобили

автомобили,
с даты
выпуска
которых
прошло более
трех лет

1. Расчет для
юридических лиц

 

Транспортные
средства с
электродвигателями,
за исключением
транспортных средств
с гибридной силовой
установкой




0,86




5,3




17 200




106 000

Транспортные
средства с рабочим
объемом двигателя не
более 1000 куб. см


0,86


5,3


17 200


106 000

Автомобили с объемом
двигателя свыше 1 л,
но не более 2 л


1,34


8,26


26 800


165 200

Автомобили с объемом
двигателя свыше 2 л,
но не более 3 л


2,56


16,12


51 200


322 400

Автомобили с объемом
двигателя свыше 3 л,
но не более 3,5 л


3,47


28,5


69 400


570 000

Автомобили с объемом
двигателя свыше
3,5 л


5,5


35,01


110 000


700 200

2. Автомобили,
ввозимые физическими
лицами для личного
пользования вне
зависимости от
объема двигателя



0,1



0,15



2 000



3 000

В свою очередь, базовая ставка утилизационного сбора равна 150 000 руб. для следующих категорий транспортных средств:

- N-1 - транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5 т;

- N-2 - транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 т, но не более 12 т;

- N-3 - транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу более 12 т;

- М-2 - транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие помимо места водителя более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 т;

- М-3 - транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие помимо места водителя более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 т.

Сумма утилизационного сбора и параметры, влияющие на нее, для данных категорий транспортных средств приведены в табл. 2.

Таблица 2

Вид транспортного
средства

Коэффициент расчета
утилизационного сбора

Сумма утилизационного
сбора, руб.

новые
транспортные
средства

транспортные
средства, с
даты выпуска
которых
прошло более
трех лет

новые
транспортные
средства

транспортные
средства, с
даты выпуска
которых
прошло более
трех лет

Грузовые
транспортные
средства полной
массой не более
2,5 т



0,5



0,88



75 000



132 000

Грузовые
транспортные
средства полной
массой свыше 2,5 т,
но не более 3,5 т



0,8



1,25



120 000



187 500

Грузовые
транспортные
средства полной
массой свыше 3,5 т,
но не более 5 т



1



1,6



150 000



240 000

Грузовые
транспортные
средства полной
массой свыше 5 т,
но не более 8 т



1,1



4,56



165 000



684 000

Грузовые
транспортные
средства полной
массой свыше 8 т,
но не более 12 т



1,34



6,91



201 000



1 036 500

Грузовые
транспортные
средства полной
массой свыше 12 т,
но не более 20 т



1,47



10,06



220 500



1 509 000

Грузовые
транспортные
средства полной
массой свыше 20 т,
но не более 50 т



2,9



11,8



435 000



1 770 000

Транспортные
средства
специального
назначения, кроме
автобетоносмесителей



1



10



150 000



1 500 000

Автобетоносмесители

3

13

450 000

1 950 000

Транспортные
средства,
используемые для
перевозки
пассажиров, с
объемом двигателя
не более 2,5 л




0,6




1




90 000




150 000

Транспортные
средства,
используемые для
перевозки
пассажиров, с
объемом двигателя
свыше 2,5 л, но не
более 5 л




1,2




3




180 000




450 000

Транспортные
средства,
используемые для
перевозки
пассажиров, с
объемом двигателя
свыше 5 л, но не
более 10 л




1,6




4,4




240 000




660 000

Транспортные
средства,
используемые
для перевозки
пассажиров, с
объемом двигателя
свыше 10 л




2




5,2




300 000




780 000

Самосвалы,
предназначенные для
эксплуатации в
условиях бездорожья,
полной массой свыше
50 т, но не более
80 т




13,6




30,98




2 040 000




4 647 000

Самосвалы,
предназначенные для
эксплуатации в
условиях бездорожья,
полной массой свыше
80 т, но не более
350 т




25




32




3 750 000




4 800 000

Самосвалы,
предназначенные для
эксплуатации в
условиях бездорожья,
полной массой свыше
350 т



37



40



5 550 000



6 000 000

Как видно из табл. 2, наибольшая величина утилизационного сбора приходится на импортные автомобили, с даты выпуска которых прошло более трех лет.

Причем основная финансовая нагрузка падает на юридических лиц, импортирующих как легковые, так и пассажирские и грузовые транспортные средства. Утилизационный сбор будет увеличивать стоимость импортных автомобилей, продаваемых в автосалонах.

Таким образом, дополнительные расходы в связи с приобретением автомобиля ложатся на конечного покупателя автосалона - физическое лицо.

Фактически введение утилизационного сбора является альтернативным механизмом по отношению к прямым импортным пошлинам на иномарки в целях поддержки российского производителя, в т.ч. сборочного производства.

А большая спешка в принятии данного сбора (Постановление N 870, принятое 30 августа, уже с 1 сентября 2012 г. вступило в полную силу) связана с вступлением России в ВТО и, как следствие, необходимостью значительного снижения импортных пошлин. Подтверждением данной версии является и тот факт, что сегодня отсутствуют утилизационные пункты приема автотранспортных средств, в которые должны сдаваться транспортные средства тех производителей, которые приняли обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортными средствами своих потребительских свойств. При этом, несмотря на отсутствие данных пунктов, на изготовленные автомобили этих производителей (отечественный автопром) не начисляется утилизационный сбор.

И, пожалуй, главным аргументом в пользу того, что утилизационный сбор - это скрытая дополнительная импортная пошлина, является то, что администрированием и взиманием этого сбора занимается Федеральная таможенная служба.

Декабрь 2012 г.