Возврат авансовых таможенных платежей и денежного залога

 

В силу ст. 331 Таможенного кодекса (далее - ТК РФ) таможенные пошлины и налоги уплачиваются на счет Федерального казначейства. Вместе с тем ТК РФ допускает и иной способ уплаты - внесение авансовых платежей с последующим зачетом в счет уплаты таможенных платежей. Несмотря на явное удобство данной формы, в процессе внесения, использования и, главное, возврата неиспользованных авансовых платежей плательщики сталкиваются с рядом проблем. Аналогичные неприятности возникают и в случае возврата денежного залога, внесение которого в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей и налогов предусматривает ТК РФ.



 

Авансовые платежи

 


Старые и новые порядки


В силу норм ст. 330 ТК РФ авансовыми платежами являются денежные средства, внесенные на счет Федерального казначейства в рублях в счет предстоящих таможенных платежей и не идентифицированные плательщиком в качестве конкретных видов и сумм таможенных платежей в отношении конкретных товаров.


Справка. Статьей 319 ТК РФ закреплена обязанность по уплате таможенных пошлин и налогов, возникающая:

- при ввозе товаров - с момента пересечения таможенной границы;

- при вывозе товаров - с момента подачи таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории РФ.


В соответствии с Федеральным законом от 09.04.2009 N 58-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 58-ФЗ) авансовые платежи должны уплачиваться на счет Федерального казначейства и только в валюте РФ.


До 01.10.2009 порядок уплаты авансовых платежей был иной:

- они вносились в кассу или на счет таможенного органа;

- согласно ст. 330 ТК РФ в редакции до 09.04.2009 допустимо было уплачивать их как в рублях, так и в иностранной валюте.


В связи с вышеизложенным в силу п. 3 ст. 8 Закона N 58-ФЗ с 01.10.2009 по 30.06.2010 осуществляются следующие мероприятия:

- перечисление в федеральный бюджет остатков средств со счетов таможенных органов по учету таможенных и других платежей от внешнеэкономической деятельности;

- переход на уплату плательщиками таможенных и иных платежей в соответствии с ТК РФ на счет, открытый территориальному органу Федерального казначейства, предназначенный для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ в соответствии с бюджетным законодательством;

- закрытие счетов по учету таможенных и других платежей от внешнеэкономической деятельности.


В соответствии с положениями ст. 8 Закона N 58-ФЗ ФТС России разработан график перехода уплаты платежей на единый счет Федерального казначейства:

- ФТС России - октябрь 2009 г.;

- Центральная энергетическая таможня - октябрь 2009 г.;

- Центральная акцизная таможня - ноябрь 2009 г.;

- Центральное таможенное управление - ноябрь 2009 г.;

- Северо-Западное таможенное управление - декабрь 2009 г.;

- Дальневосточное таможенное управление - декабрь 2009 г.;

- Шереметьевская таможня - январь 2010 г.;

- Домодедовская таможня - февраль 2010 г.;

- Внуковская таможня - февраль 2010 г.;

- Уральское таможенное управление - март 2010 г.;

- Сибирское таможенное управление - март 2010 г.;

- Южное таможенное управление - апрель 2010 г.;

- Приволжское таможенное управление - апрель 2010 г.


Как следует из официальной информации, размещенной на интернет-ресурсе Федеральной таможенной службы, во исполнение Закона N 58-ФЗ с 01.10.2009 таможенными органами будет производиться поэтапное закрытие счетов в валюте РФ N 40314 "Таможенные и другие платежи от внешнеэкономической деятельности" (далее - счет N 40314):

"...При закрытии счета N 40314 остатки денежных средств, уплаченных на счета N 40314 и не использованные участниками внешнеэкономической деятельности, будут перечислены на отдельный счет N 40101 "Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации" с кодом бюджетной классификации 15311009000010000180 "Авансовые платежи в счет будущих таможенных и иных платежей" и в дальнейшем могут использоваться участниками ВЭД при таможенном оформлении.

Закрытие счетов N 40314 будет осуществляться согласно графику, приведенному в приложении. Сроки, указанные в графике, предварительные и могут быть изменены. Информация о дате закрытия счета N 40314 и реквизитах счета N 40101 для перечисления денежных средств участниками ВЭД будет размещаться таможенными органами на информационных стендах не позднее трех рабочих дней до дня закрытия счета. Информация о денежных средствах, зачисленных на счет N 40101 для таможенного органа, у которого не закрыт счет N 40314, в таможенный орган доводиться не будет".

В соответствии с п. 3 ст. 330 ТК РФ денежные средства, перечисленные на счет Федерального казначейства в качестве авансовых платежей, являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи, и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей до тех пор, пока лицо, внесшее авансовые платежи, не сделает распоряжение об этом таможенному органу либо таможенный орган не обратит взыскание на авансовые платежи в соответствии со ст. 353 ТК РФ.

В качестве распоряжения лица, внесшего авансовые платежи, рассматривается подача им или от его имени таможенной декларации либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении использовать свои денежные средства в качестве таможенных платежей.

Обратите внимание: часто на практике таможенные органы отказывают в распоряжении денежными средствами, внесенными в качестве авансовых платежей, на том основании, что лицом, намеренным распорядиться указанными средствами, подана декларация без дополнительных документов либо временная или периодическая декларация. Вместе с тем данные действия таможенных органов не являются законными и обоснованными по следующим причинам.

Как следует из п. 5 Письма ФТС России от 28.03.2008 N 01-11/11710, поскольку ТК РФ не связывает возможность распоряжения авансовыми платежами с конкретным типом таможенной декларации, даже подача предварительной декларации должна рассматриваться как основание для распоряжения авансовыми платежами. Кроме того, в силу норм ст. 124 ТК РФ (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 207-ФЗ) под декларированием понимается заявление таможенному органу в таможенной декларации (в том числе в неполной, периодической, временной, полной таможенной декларации) сведений о товарах.

Таким образом, в ТК РФ внесены соответствующие изменения, которые должны ограничивать отказ таможенных органов декларанту в его законном праве распорядиться авансовыми платежами, в случае если он подает временную, неполную или периодическую декларацию.

Пункт 4 ст. 330 ТК РФ обязывает таможенный орган представить отчет о расходовании средств, внесенных в качестве авансовых платежей, в течение 30 дней с момента предъявления соответствующего требования плательщиком. Если плательщик не согласен с результатами отчета, таможенный орган проводит выверку, результат которой оформляется актом.

 

Проблемы возврата усугубились


Возврат авансовых платежей осуществляется по заявлению плательщика, если оно подано в течение трех лет со дня последнего распоряжения лица об использовании авансовых платежей (п. 5 ст. 330 ТК РФ). Если же распоряжение об использовании авансовых платежей не производилось, указанный срок подачи заявления об их возврате исчисляется со дня поступления денежных средств на счет Федерального казначейства. Возврат осуществляется в порядке, установленном гл. 33 ТК РФ.


Дополнительно заявитель предоставляет в таможенный орган следующий перечень документов:

- документ, подтверждающий поступление таможенных платежей;

- документ, на основании которого проводилось расходование авансовых платежей;

- свидетельство ИНН (если оно не было представлено ранее);

- свидетельство ОГРН или ОГРНИП;

- документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявление о возврате авансовых платежей.


Обратите внимание: общий срок рассмотрения заявления и принятия решения о возврате не может превышать 1 месяц со дня подачи заявления (п. 3 ст. 355 ТК РФ). При нарушении этого срока на сумму невозвращенных платежей начисляются проценты за каждый день нарушения срока. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действующей на период нарушения срока (Постановление ФАС СКО от 23.01.2007 N Ф08-7260/2006-2976А).


Как уже упоминалось, до 01.10.2009 возврат авансовых платежей осуществлялся по правилам, предусмотренным гл. 33 ТК РФ, если соответствующее заявление о возврате подано в течение трех лет со дня внесения их в кассу или поступления на счет таможенного органа.


На практике таможенные органы руководствовались Распоряжением ГТК России от 27.11.2003 N 647-р "Об утверждении Методических указаний о порядке применения таможенными органами положений Таможенного кодекса РФ, относящихся к таможенным платежам" (далее - Распоряжение N 647-р), п. 8.21 которого гласит, что если заявление о возврате авансовых платежей не подано в установленные сроки, указанные денежные средства подлежат перечислению в федеральный бюджет. Однако арбитры придерживались иного мнения.


Судебно-арбитражная практика. Вместе с тем судебная практика однозначно указывает на то, что Распоряжение N 647-р противоречит нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, а именно - положениям п. 3 ст. 35 Конституции РФ, ст. 330 ТК РФ, и согласно п. п. 2, 3 ст. 6 ТК РФ применяться не может (Постановления ФАС ПО от 23.12.2008 по делу N А12-3412/2008; Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2008 N 09АП-5052/2008-АК).


Также судами было указано, что авансовые платежи являются собственностью плательщика и у таможенного органа отсутствуют полномочия на списание данных средств в бюджет. Кроме того, по мнению судов, трехгодичный срок - это срок, в течение которого необходимо подать заявление о возврате. По истечении же этого времени авансовые платежи остаются на счетах таможенного органа, а плательщик вправе распоряжаться ими дальше, то есть производить ими уплату таможенных платежей (Постановления ФАС ДВО от 15.06.2009 N Ф03-2489/2009; ФАС УО от 28.02.2007 N Ф09-1099/07-С1).


Между тем с 01.10.2009 данная спорная ситуация с возвратом авансовых платежей определена в ТК РФ.


Фрагмент документа. Пункт 5 ст. 330 Таможенного кодекса РФ.


Фактически действия таможенных органов по списанию в бюджет невостребованных авансовых платежей признаны правомерными. Более того, теперь такое списание будет производиться автоматически по истечении трехгодичного срока, отведенного на подачу заявления о возврате.


Вместе с тем нельзя согласиться с указанной позицией, поскольку она также противоречит Конституции РФ.


Фрагмент документа. Части 2 и 3 ст. 35 Конституции РФ.


В силу того, что в соответствии с п. 3 ст. 330 ТК РФ денежные средства, внесенные в качестве авансовых платежей, являются имуществом плательщика и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей до того, как он не даст распоряжение об их использовании, то и неиспользованные авансовые платежи также продолжают оставаться его имуществом.


Таким образом, очевидно явное противоречие п. п. 5 и 3 ст. 330 ТК РФ, которое может быть устранено в случае, если законодатель пересмотрит положения п. 5 данной статьи либо если Конституционный Суд РФ признает этот пункт в части списания невостребованных авансовых платежей в бюджет противоречащим ст. 35 Конституции РФ.



 

Денежный залог

 


Общий порядок


Статья 337 ТК РФ предусматривает обеспечение исполнения обязательств по уплате таможенных платежей в случаях:

- предоставления отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов;

- условного выпуска товаров;

- перевозки и (или хранения) иностранных товаров;

- осуществления деятельности в области таможенного дела;

- осуществления деятельности в области резидента портовой ОЭЗ;

- в иных случаях, предусмотренных ТК РФ.


Согласно ст. 340 ТК РФ существует несколько способов такого обеспечения:

- залог товаров и иного имущества;

- банковская гарантия;

- перечисление денежных средств на счет Федерального казначейства или в случае, установленном п. 3 ст. 287 ТК РФ, внесение их в кассу таможенного органа (денежный залог);

- поручительство.


Ко всем способам обеспечения обязательств по уплате таможенных платежей, кроме денежного залога, применяются положения ГК РФ. Поэтому право требования плательщиком возврата денежного залога регулируется ТК РФ и не является гражданско-правовым обязательством, которое согласно ст. 382 ГК РФ может быть передано по договору цессии иному лицу (Постановление ФАС ДВО от 22.09.2009 N Ф03-4844/2009).


Судебно-арбитражная практика. Примечательна позиция ВАС РФ. Согласно п. 3 Информационного письма ВАС РФ от 15.01.1998 N 26 денежные средства не могут быть предметом залога, поскольку исходя из правовой сути залога и в силу норм ст. ст. 349 и 350 ГК РФ для удовлетворения требований кредитора предмет за лога должен быть продан на торгах с последующим направлением вырученной суммы в погашение долга.


Денежный залог перечисляется на счет Федерального казначейства, а в случае, установленном п. 3 ст. 287 ТК РФ, вносится в кассу таможенного органа денежного залога в рублях (п. 1 ст. 345 ТК РФ). Проценты на сумму денежного залога не начисляются.


Необходимо отметить, что до 01.10.2009 допускалось внесение де нежного залога в кассу или на счет таможенного органа как физическими, так и юридическими лицами, а после этой даты юридическим лицам разрешено вносить денежный залог, равно как и авансовые платежи, только на счет Федерального казначейства.


В соответствии с п. 5 ст. 345 ТК РФ в подтверждение внесения денежного залога лицу, внесшему денежные средства, выдается расписка, к которой может прилагаться до 10 добавочных листов. Таможенная расписка заполняется в трех экземплярах: первый экземпляр и квитанция к КПО выдаются плательщику для передачи инспектору исполнителю в качестве подтверждения оплаты, а также для окончательного оформления третьего экземпляра расписки, который выдается на руки плательщику. При этом первый экземпляр расписки хранится в соответствии с установленным порядком вместе с другими документами по внесению обеспечения.


Обратите внимание: на практике таможенные органы отказывают в возврате залога ввиду того, что у заявителя отсутствует экземпляр таможенной расписки. Вместе с тем такое основание неправомерно, о чем свидетельствует судебная практика. В случае утери расписки, согласно Письму ФТС России от 05.09.2005 N 01-06/30319, по решению таможенного органа оформляется дубликат расписки.


Судебно-арбитражная практика. По вопросу неправомерного отказа в возврате денежного залога ввиду того, что у заявителя отсутствует таможенная расписка, см., например, Постановления ФАС Дальневосточного округа от 20.07.2005 N Ф03-А51/04-2/1914; от 02.02.2005 N Ф03-А73/04-2/4089.


При неисполнении обеспеченных денежным залогом обязательств осуществляется обращение взыскания на денежные средства, внесенные в качестве денежного залога, без направления требования об уплате таможенных платежей и без взыскания таможенных платежей за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках (п. 3 ст. 345 ТК РФ). Взыскание осуществляется в течение трех рабочих дней со дня обнаружения факта неисполнения обязательства. Таможенный орган информирует плательщика о произведенном взыскании также в трехдневный срок.



Проблемы возврата


Денежный залог возвращается при представлении таможенной расписки (п. 5 ст. 345 ТК РФ) в рублях. При этом если у плательщика имеется задолженность по уплате таможенных платежей, пеней или процентов, залог не вернут в размере такой задолженности. Таможенный орган вправе обратить взыскание на денежный залог в соответствии со ст. 353 ТК РФ.


При возврате сумм денежного залога проценты с них не выплачиваются, суммы не индексируются и комиссионное вознаграждение по банковским операциям выплачивается за счет переводимых средств.


Пунктом 4 ст. 345 ТК РФ также предусмотрена возможность для плательщика потребовать от таможенного органа использовать денежный залог:

- для уплаты таможенных платежей;

- для зачета в счет будущих таможенных платежей;

- для обеспечения уплаты таможенных платежей по другому обязательству перед таможенными органами.


Денежный залог возвращается при условии исполнения обязательства, обеспеченного им, если заявление о его возврате подано в таможенный орган в течение трех лет со дня, следующего за днем исполнения обязательства (п. 1 ст. 357 ТК РФ). По истечении указанного срока невостребованные суммы денежного залога учитываются в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета и возврату не подлежат. До 01.10.2009 данная норма звучала практически так же.


Примечательно, что если в отношении неправомерности списания авансовых платежей в бюджет судебная практика едина, то в отношении денежного залога такого, скорее всего, и не будет. Но и в этом случае нельзя согласиться с мнением законодателей о бесспорности списания денежного залога по истечении трехлетнего срока, поэтому п. 1 ст. 357 ТК РФ требует переработки.