Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы таможенных платежей

 

В таможенных правоотношениях может возникнуть ситуация, когда плательщиком уплачена или таможенным органом взыскана излишняя сумма таможенных платежей. Таможенный кодекс РФ, в отличие от налогового законодательства, содержит такое определение. Излишне уплаченной (излишне взысканной) суммой таможенных пошлин и налогов признается сумма денежных средств, фактически уплаченных (взысканных) в качестве таможенных пошлин и налогов, размер которой превышает сумму, подлежащую уплате. Переплата таможенных платежей возможна вследствие неправильного исчисления налоговой базы, арифметических и иных ошибок при исчислении налогов, а также по вине таможенных органов, взыскавших с налогоплательщика лишние суммы. Излишне уплаченные суммы либо возвращаются плательщику, либо переносятся в счет предстоящих платежей.

Излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин и налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика, поданному согласно ч. 2 ст. 355 ТК РФ в таможенный орган, на счет которого указанные суммы были внесены либо на которые было наложено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты (взыскания). При факте излишней уплаты (взыскания) таможенный орган обязан не позднее одного месяца со дня обнаружения переплаты сообщить плательщику сумму излишне уплаченных (взысканных) платежей.

Законодателем установлено, что в отдельных случаях срок возврата таможенных пошлин и налогов происходит не позднее одного года со дня, следующего за днем наступления обстоятельств, влекущих возврат уплаченных сумм. Согласно ч. 1 ст. 356 ТК РФ к таким предпосылкам относятся следующие ситуации:

- если представленная таможенная декларация в соответствии с нормами ТК РФ считается неподанной;

- отзыв таможенной декларации;

- предоставление тарифных льгот в виде возврата уплаченной суммы таможенной пошлины;

- восстановление режима наиболее благоприятствуемой нации или тарифных преференций;

- если Таможенным кодексом РФ предусмотрен возврат уплаченных сумм таможенных пошлин и налогов при вывозе иностранных товаров с таможенной территории РФ, или при их уничтожении либо отказе в пользу государства, или при реимпорте товаров;

- изменение с разрешения таможенного органа ранее заявленного таможенного режима, если суммы таможенных пошлин и налогов, подлежащие уплате при помещении товаров под вновь избранный таможенный режим, меньше сумм таможенных пошлин и налогов, уплаченных при первоначальном таможенном режиме;

- установление норм законодательством РФ о мерах по защите экономических интересов России при внешней торговле товарами в отношении временных специальных, антидемпинговых или компенсационных пошлин.

Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения и собственно возврата не может превышать одного месяца со дня подачи заявления заинтересованным лицом и представления необходимых документов. При нарушении таможенным органом установленного срока на сумму излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты по ставке рефинансирования Банка России за каждый день просрочки. Такое положение представляет собой несомненную гарантию выполнения таможенными органами полномочий в данной сфере.

Возможный спор между плательщиком и таможенным органом о возврате таможенных платежей необходимо рассмотреть сначала во внесудебном порядке. Когда налогоплательщик обратился в 2003 г. в суд с заявлением об отмене решения Северо-западного управления таможни по корректировке таможенной стоимости и возврате таможенных платежей, суд указал, что заявление не может быть рассмотрено в соответствии со ст. 78 НК РФ, так как не соблюден досудебный порядок урегулирования спора.

Исходя из того, что налогоплательщик не обращался непосредственно в Балтийскую таможню с заявлением о возврате ему излишне уплаченных таможенных платежей, суд признал факт несоблюдения налогоплательщиком досудебного порядка урегулирования спора установленным и оставил исковое заявление без рассмотрения.

В соответствии с ч. 6 ст. 355 ТК РФ денежные средства возвращаются в валюте РФ. По нашему мнению, эта норма требует определенной корректировки. Согласно ч. 2 ст. 331 ТК РФ плательщику предоставлена возможность выбора уплаты таможенных пошлин и налогов в российской или иностранной валюте. Аналогичная норма содержится и в ч. 2 ст. 330 ТК РФ, касающейся внесения в кассу таможенного органа авансовых платежей.

Субъекты внешней торговли активно пользуются этой нормой: по данным таможенных органов, более одной трети таможенных платежей поступает в иностранной валюте. В ч. 6 ст. 355 ТК РФ сделана оговорка: если уплата (взыскание) проведена в иностранной валюте, платежи возвращаются по курсу Банка России, действующему на день, когда произошли излишняя уплата или излишнее взыскание. Учитывая, что срок давности установлен в три года, пересчет платежей по такому курсу может повлечь значительные финансовые издержки предпринимателей. Кроме того, обязательный возврат таких платежей в рублях неизбежно приведет к потере на курсовой разнице.

Казалось бы, что в рассматриваемую норму необходимо внести дополнение и предоставить возможность таможенным органам возвращать переплату как в российской, так и в иностранной валюте. Однако в этом случае работа органов исполнительной власти с иностранной валютой противоречила бы конституционной норме ст. 75, установившей, что денежной единицей в Российской Федерации является рубль. А поскольку рубль признается официальной денежной единицей, все расчеты и платежи в государстве должны проводиться только в рублях либо с использованием рубля в качестве единого денежного эквивалента.

Чтобы устранить необоснованные потери участников экспортно-импортных операций, представляется целесообразным в ч. 6 ст. 355 ТК РФ указать, что при уплате или взыскании таможенных платежей в иностранной валюте их возврат проводится в рублях по курсу Банка России, действующему на день возврата.

Возврат излишне уплаченных (взысканных) сумм по желанию плательщика может проводиться и в форме зачета в счет исполнения обязанностей уплаты других таможенных платежей, пеней, процентов или штрафов. При этом следует согласиться учитывать, что зачет излишне уплаченных сумм налога в счет "предстоящих налогов" характеризует скорее внутренние налоги, нежели налоги, уплачиваемые в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, из-за отсутствия регулярности уплаты последних.

Возврата излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин и налогов не происходит:

- при наличии у плательщика задолженности уплаты таможенных платежей в указанном размере;

- если сумма таможенных платежей, подлежащих возврату, менее 150 руб., за исключением случаев излишней уплаты (взыскания) таможенных платежей физическими лицами;

- в случае подачи заявления о возврате сумм таможенных пошлин и налогов по истечении установленных сроков.

При наличии задолженности уплаты таможенных платежей, пеней и процентов таможенный орган вправе самостоятельно проводить ее погашение за счет излишних денежных средств. Об этом он информирует плательщика в течение трех дней со дня зачета.

При возврате таможенных платежей проценты с них не выплачиваются (за исключением случаев нарушения сроков возврата таможенными органами) и денежные суммы не индексируются.

При непосредственном возврате излишне уплаченных таможенных платежей могут возникать трудности. Рассмотрим пример. 1 мая 1996 г. груз акционерного общества "Альтагро" поступил на пост "Южный" МАГТ. 5 мая 1996 г. предприятие оплатило таможенные сборы, перечислив их на расчетный счет таможенного органа в АКБ "Кредобанк", но фактическое зачисление денежных средств задерживалось по не зависящим от АО причинам. Чтобы своевременно выполнить свои обязательства перед третьими лицами, АО вынуждено было вторично внести таможенные платежи наличными деньгами. 13 мая 1996 г. таможенный орган подтвердил поступление безналичного платежного поручения, однако излишне полученные деньги не возвратил, ссылаясь на трудности, возникшие у АКБ "Кредобанк". АО обратилось с иском о возврате денежных сумм в Арбитражный суд г. Москвы. При рассмотрении данного спора суд установил, что исковые требования заявлены обоснованно, и удовлетворил их, руководствуясь п. п. 1, 2 Порядка возврата излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей, утвержденного ГТК РФ 28 июля 1995 г. N 01-20/12098. При этом суд отметил, что отсутствие или недостаточность денежных средств на счетах таможенного органа (или трудности, возникшие у обслуживающего его банка) не могут служить основанием для задержки возврата уплаченных таможенных платежей.

Возврат денежных средств при добросовестности субъекта должен быть обязательным, своевременным и безусловным.