Приостановление направления новых товарных партий при 100% загрузке склада временного хранения

В связи с предельной загрузкой принадлежащего организации склада временного хранения (открытая площадка загружена на 100%, места для раскладки товара и его досмотра отсутствуют), не позволяющей осуществлять эффективный таможенный контроль товаров, находящихся на временном хранении, и планируемым таможенным досмотром товара таможенным органом было принято решение о временном приостановлении направления новых товарных партий на указанный склад. Владелец СВХ доставляет товары на склад на основании разрешения на внутренний таможенный транзит. Правомерно ли данное решение таможенного органа, если у склада не имелось иных площадей для хранения товаров, кроме открытой площадки, в связи с чем разгрузка вновь прибывающего транспорта производилась несвоевременно - по мере освобождения складских площадей?

 

В соответствии с п. 1 ст. 79 Таможенного кодекса РФ внутренний таможенный транзит - это таможенная процедура, при которой иностранные товары перевозятся по таможенной территории РФ без уплаты таможенных пошлин, налогов и применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании ВЭД.

Из п. 2 данной статьи следует, что внутренний таможенный транзит применяется при перевозке товаров из места их прибытия до места нахождения таможенного органа назначения, из места нахождения товаров при их декларировании до места вывоза с таможенной территории РФ, между складами временного хранения, таможенными складами, а также в иных случаях перевозки иностранных товаров по таможенной территории РФ, если на эти товары не предоставлено обеспечение уплаты таможенных платежей.

Согласно ст. 99 ТК РФ под временным хранением товаров понимается таможенная процедура, при которой иностранные товары хранятся без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к ним ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании ВЭД, до их выпуска в соответствии с определенным таможенным режимом либо до помещения их под иную таможенную процедуру.

Пунктом 1 ст. 100 ТК РФ предусмотрено, что временное хранение товаров осуществляется на складах временного хранения, если иное не установлено гл. 12 ТК РФ.

В силу п. 6 ст. 80 ТК РФ при перевозке товаров в соответствии с внутренним таможенным транзитом в место доставки (ст. 85), не являющееся местонахождением таможенного органа, разрешение на внутренний таможенный транзит выдается исключительно лицу, которое будет осуществлять хранение товаров или проведение с товарами других операций в соответствии с ТК РФ в месте доставки. В этом случае указанное лицо выполняет обязанности и несет ответственность, которые определены настоящей главой для экспедитора, с учетом положений п. 5 ст. 92 ТК РФ.

На основании п. 5 ст. 92 ТК РФ при перевозке товаров в место доставки товаров, не являющееся местом нахождения таможенного органа (п. 6 ст. 80), завершение внутреннего таможенного транзита может осуществляться без предъявления товаров таможенному органу назначения.

Лицо, получившее разрешение на внутренний таможенный транзит, обязано принять товары на хранение, обеспечить недопущение совершения операций, изменяющих состояние товаров, влекущих нарушение их упаковки, пользования и распоряжения ими до тех пор, пока таможенный орган не удостоверит доставку товаров на склад временного хранения, таможенный склад или в иное место, определенное как место доставки товаров в соответствии с правилами, установленными настоящей главой. При этом товары должны быть размещены в отдельном помещении или на огражденной по периметру площадке, снабжены табличками с информацией, позволяющей их идентифицировать.

Для завершения внутреннего таможенного транзита в таможенный орган назначения наряду с документами, указанными в п. 3 настоящей статьи, в течение суток после прибытия транспортного средства в место доставки товаров представляются документы, подтверждающие принятие товаров. В течение трех дней со дня представления указанных документов таможенный орган удостоверяет доставку товаров по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

В соответствии с п. 4 ст. 80 ТК РФ разрешение на внутренний таможенный транзит выдается после предъявления товаров таможенному органу отправления сразу после того, как этот таможенный орган убедится в соблюдении условий, установленных п. 3 ст. 80 ТК РФ, но не позднее трех дней со дня принятия транзитной декларации (ст. 81). Транзитная декларация принимается таможенным органом отправления в день ее подачи, если она отвечает всем установленным требованиям.

Пунктом 1 ст. 81 ТК РФ предусмотрено, что в качестве транзитной декларации таможенный орган отправления принимает любые коммерческие, транспортные (перевозочные) документы и (или) таможенные документы, содержащие сведения, указанные в п. 2 ст. 81 ТК РФ.

Следовательно, для открытия процедуры внутреннего таможенного транзита необходимо обратиться в таможенный орган, представив транзитную декларацию.

Согласно п. 5 Правил совершения таможенных операций при временном хранении товаров, утвержденных Приказом ГТК России от 03.09.2003 N 958, если в соответствии с таможенным законодательством временное хранение должно осуществляться на СВХ, то товары по истечении времени, необходимого для завершения внутреннего таможенного транзита в месте нахождения таможенного органа, должны быть помещены на временное хранение на СВХ либо в иное место, указанное в гл. 12 ТК РФ, место расположения которого совпадает с местом размещения таможенного органа или находится в непосредственной близости от него. Если СВХ не приспособлен для хранения товаров, требующих особых условий хранения, - на ближайший СВХ, приспособленный для хранения таких товаров.

В соответствии со ст. 108 ТК РФ владельцем склада временного хранения может быть российское юридическое лицо, включенное в Реестр владельцев складов временного хранения. Владелец склада временного хранения осуществляет хранение товаров, находящихся под таможенным контролем, в случаях и на условиях, которые установлены ТК РФ. Отношения владельца склада временного хранения с лицами, помещающими товары на хранение, строятся на договорной основе. Отказ владельца склада временного хранения (за исключением склада закрытого типа, используемого для хранения товаров владельца склада) от заключения договора при наличии у него возможности осуществить хранение товаров не допускается.

Статьей 112 ТК РФ предусмотрены обязанности владельца склада временного хранения, к которым относится соблюдение условий и требований, установленных ТК РФ в отношении хранения товаров, находящихся под таможенным контролем, а также обеспечение возможности круглосуточного размещения товаров и транспортных средств на складе временного хранения либо на прилегающей к складу территории, являющейся зоной таможенного контроля.

Требования к обустройству, оборудованию и месту расположения складов временного хранения установлены ст. 107 ТК РФ, согласно п. 1 которой помещения и (или) открытые площадки, предназначенные для использования в качестве склада временного хранения, должны быть обустроены и оборудованы таким образом, чтобы обеспечить сохранность товаров, исключить доступ к ним посторонних лиц, а также обеспечить возможность проведения в отношении этих товаров таможенного контроля. На основании п. 3 указанной статьи федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, устанавливает обязательные требования к обустройству, оборудованию и месту расположения складов временного хранения в целях обеспечения таможенного контроля.

Согласно Обязательным требованиям к обустройству, оборудованию и месту расположения складов временного хранения, утвержденным Приказом ФТС России от 06.12.2007 N 1497, СВХ должен располагать в том числе крытой, обустроенной площадкой для проведения таможенного досмотра товаров и транспортных средств.

На основании ст. 100 ТК РФ СВХ является зоной таможенного контроля. Согласно п. 1 ст. 362 ТК РФ зоны таможенного контроля создаются для целей проведения таможенного контроля в формах таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров и транспортных средств, их хранения и перемещения под таможенным наблюдением.

Таким образом, 100%-ная загрузка склада создала условия, препятствующие осуществлению эффективного и своевременного таможенного контроля, что противоречит требованиям п. 1 ст. 107, ст. 112 ТК РФ. Поэтому решение о временном приостановлении направления новых товарных партий на указанный склад, принятое таможенным органом, является правомерным и необходимым в описанной ситуации.

Данный вывод находит свое подтверждение и в арбитражной практике (см., например, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 20.08.2009 N Ф04-4980/2009(-А45-19)).

Также следует помнить, что возможно привлечение владельца СВХ к ответственности по ст. 16.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Статья 16.14 КоАП РФ предусматривает, что нарушение установленных требований и условий помещения товаров на таможенный склад, склад временного хранения, свободный склад или на склад получателя товаров либо порядка их хранения, а равно совершение с ними или с товарами, имеющими статус находящихся на временном хранении, операций, влекущих изменение состояния таких товаров или нарушение их упаковки и (или) изменение наложенных средств идентификации, без разрешения таможенного органа в случаях, если такое разрешение обязательно, за исключением случаев, предусмотренных другими статьями настоящей главы, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей.