Таможенный контроль

 

Виды и методы таможенного контроля

 

Таможенная проверка осуществляется не только при перемещении товаров и транспортных средств (далее - товары) через границу, но и после выпуска их к обращению на российской территории.


Порядок проведения контроля регулируется Таможенным кодексом (далее - ТК РФ). В частности, вопросам организации и проведения проверки посвящен разд. IV (гл. 34 - 38). Кроме того, действует целый ряд нормативно-правовых актов, описывающих процедуры проверок в сфере таможенного контроля (таблица 1).


Таблица 1. Документы, регулирующие вопросы в сфере таможенного контроля

Наименование
нормативно-правового акта

Краткое содержание

Приказ Федеральной таможенной службы от 4 мая 2005 г. N 409

Инструкция по формированию перечня лиц, перемещающих товары, в отношении которых при таможенном оформлении контроль проводится в неполном объеме

Распоряжение Федеральной таможенной службы от 26 августа 2005 г. N 390-р

Инструкция по взаимодействию подразделений таможенной инспекции с подразделениями экономического блока при проверках целевого использования условно выпущенных товаров, ввезенных с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей

Распоряжение Федеральной таможенной службы от 3 декабря 2004 г. N 142-р

Порядок применения таможенниками ст. 359 ТК РФ,
посвященной расчету сроков проверки таможенной декларации, иных документов и товаров при таможенном оформлении

Приказ Государственного таможенного комитета от 23 декабря 2003 г. N 1520

Порядок создания и обозначения зон таможенного контроля

Приказ Федеральной таможенной службы от 16 апреля 2008 г. N 430

Порядок выдачи разрешения на ввоз (вывоз) товаров и транспортных средств на территорию особой экономической зоны

Приказ Федеральной таможенной службы от 8 июня 2007 г. N 711

Порядок учета товаров, ввозимых, вывозимых, хранящихся, изготавливаемых, перерабатываемых, приобретаемых и реализуемых на территории особой экономической зоны, и представления отчетности в отношении таких товаров

Письмо Федеральной таможенной службы от 18 апреля 2006 г.
N 01-06/13167

Методические рекомендации о назначении и проведении экспертиз Центральным экспертно- криминалистическим таможенным управлением и экспертно-криминалистическими службами - региональными филиалами ЦЭКТУ, иными экспертными организациями и экспертами



 

Наблюдение со стороны таможни

 


Все товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю. При вывозе товары находятся в поле зрения таможенников с момента подачи таможенной декларации и до пересечения таможенной границы. Ввозимые ценности подпадают под таможенный контроль с момента пересечения границы. После проверки таможенники выпускают товар для свободного обращения, то есть дают разрешение владельцу пользоваться и распоряжаться товаром. До этого момента любые операции с товарами запрещены.


После выпуска таможенники в течение года могут проверять достоверность сведений, заявленных при таможенном оформлении. Они вправе запрашивать различную информацию по операциям с этим товаром. А в отношении ввозимых ценностей запрашивать данные об операциях после ввоза, причем не только у декларанта (лицо, декларирующее товары или от имени которого декларируются товары, то есть оформляются бумаги на ввоз или вывоз), но и иных лиц, имеющих отношение к операциям с товарами (п. 4 ст. 363 ТК РФ).



 

Способы контроля

 


Формы контроля, предусмотренные ст. 366 Таможенного кодекса, приведены в таблице 2. Выбирая формы контроля, инспекторы, как правило, ограничиваются минимумом, который позволит выявить нарушения (ст. 358 ТК РФ). Иными словами, без достаточных причин считать, что декларант нарушает таможенное законодательство, контролеры не вправе сразу применять к нему жесткие формы контроля, требующие продолжительного времени.


Таблица 2. Формы таможенного контроля

N
п/п

Форма контроля

Статья
ТК РФ

Описание

1

Проверка документов и сведений

367

Проверка документов и сведений, представляемых при таможенном оформлении товаров и транспортных средств. Проверяется подлинность документов, правильность их
оформления, достоверность сведений

2

Устный опрос

368

Вопросы, которые задаются лицам, перевозящим товар, в ходе таможенного оформления товаров (например, о наличии или отсутствии товаров, запрещенных для провоза через границу, о перевозимой валюте). Объяснения в письменной форме не оформляются

3

Получение пояснений

369

Сбор сведений об обстоятельствах, имеющих значение для проведения таможенного контроля. Опрашиваются лица, имеющие отношение к перемещению товаров через границу и располагающие необходимыми данными. Инспекторы обращаются не только к декларантам, но и иным лицам

4

Таможенное наблюдение

370

Гласное, целенаправленное, систематическое или разовое, возможно с применением технических средств, наблюдение
за перевозкой товаров, находящихся под таможенным контролем, совершение с ними иных операций

5

Осмотр товаров
и транспортных
средств

371

Внешний осмотр товаров таможней, багажа физических лиц, транспортных средств, грузовых емкостей, таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации товаров. Осмотр не связан со вскрытием транспортного средства либо его грузовых помещений и нарушением упаковки товаров

6

Досмотр товаров
и транспортных
средств

372

Осмотр товаров и транспортных средств, связанный со снятием пломб, печатей и иных средств идентификации товаров, вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей,
контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары

7

Личный досмотр

373

Личная проверка физлица (включая осмотр одежды и тела) при наличии оснований предполагать, что данное лицо скрывает при себе и добровольно не выдает товары,
запрещенные к ввозу на таможенную территорию
Российской Федерации и вывозу с этой территории или перемещаемые с нарушением порядка, установленного ТК РФ

8

Проверка маркировки, наличия на товарах
идентификационных
знаков

374

Проверка наличия на товарах или их упаковке специальных марок, идентификационных знаков или иных способов обозначения товаров, используемых для подтверждения легальности их ввоза в Россию

9

Осмотр помещений
и территории

375

Осмотр помещений и территорий для подтверждения наличия товаров и транспортных средств, находящихся под
таможенным контролем, в том числе условно выпущенных. Осмотр осуществляется на складах временного хранения, таможенных складах, в помещениях магазина беспошлинной торговли, а также у лиц, у которых должны находиться
товары в соответствии с условиями таможенных процедур или таможенных режимов

10

Таможенная
ревизия

376

Проверка факта выпуска товаров, а также достоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном оформлении,
путем сопоставления этих сведений с данными
бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и с другой информацией


Остановимся на некоторых принципах, о которых следует помнить.


Если устный опрос не предполагает письменного оформления, то пояснения (ст. 369 ТК РФ) обязательно оформляются письменно на бланке, утвержденном Приказом Государственного таможенного комитета России от 24 ноября 2003 г. N 1323.


В зоне таможенного контроля осмотр товаров и транспортных средств (ст. 371 ТК РФ) может проводиться при отсутствии декларантов и их представителей. Исключение - когда указанные лица изъявляют желание присутствовать при таможенном осмотре. Акт о результатах осмотра составляется, только если выявленные сведения могут понадобиться инспекторам в дальнейшем или по требованию собственника товаров (его представителя). Бланк акта утвержден Приказом ГТК России от 20 октября 2003 г. N 1166 (далее - Приказ N 1166). Документ предусматривает единую форму для лицевой стороны акта. Оборотная сторона зависит от объекта осмотра (товары, автобус, автомобиль, мотоцикл и др.). Но документ всегда распечатывается на одном листе с двух сторон. Второй экземпляр акта вручается декларанту товаров и транспортных средств или его представителю.


Таможенный досмотр всегда проводится в присутствии декларанта или его представителей (ст. 372 ТК РФ). Правда, если в течение 15 дней со дня прибытия на таможенную территорию РФ декларант или его представитель не появятся, досмотр осуществляется без них. Кроме того, инспекторы вправе провести досмотр в отсутствие декларанта, во-первых, в случае пересылки товаров в международных почтовых отправлениях, во-вторых, когда в нарушение режима, предусматривающего вывоз, товары оставлены на таможенной территории. И, в-третьих, если есть угроза госбезопасности, общественному порядку, жизни и здоровью человека, окружающей среде, сохранению культурных ценностей. В любом случае, когда декларанта нет, досмотр проводится в присутствии понятых. Результаты досмотра оформляются тем же актом, что и осмотр (Приказ N 1166).


Осмотр помещений и территорий осуществляется на основе предписания руководителя таможенного ведомства. Форма бланка утверждена Приказом ГТК России от 16 сентября 2003 г. N 1023 (далее - Приказ N 1023).


Предписание, а также служебное удостоверение контролера должны быть предъявлены участнику ВЭД перед началом проверки. Отметим: Перечень должностей, лиц, имеющих доступ в помещения и на территорию для проведения осмотра, утвержден Приказом ГТК России от 19 января 2004 г. N 48. Если участник ВЭД станет препятствовать, у контролеров есть право входить в помещения с пресечением сопротивления и вскрывать запертые помещения в присутствии 2 понятых. О таких случаях проверяющие обязаны в течение 24 часов сообщить прокурору. Осмотр не может продолжаться более 1 дня. По его результатам в 2 экземплярах составляется акт по форме, утвержденной Приказом N 1023. Учтите: при проведении осмотра помещений и территорий для целей таможенного контроля (ст. 375 ТК РФ) осмотр жилых помещений не допускается.



 

Таможенная ревизия

 


Порядок проведения ревизий (ст. 376 ТК РФ) утвержден Приказом ГТК России от 11 июня 2004 г. N 663. В отличие от контроля, в ходе таможенного оформления товаров ревизии осуществляются на основе решения начальника таможни (его заместителя), иногда по распоряжению вышестоящего руководителя ведомства. Копия решения перед началом проверки обязательно вручается участнику ВЭД. Возможны общая и специальная формы контроля.


Общая ревизия не может продолжаться более 3 дней. Они проводятся при получении от налоговых, правоохранительных и других контролирующих ведомств информации о недостоверности сведений в таможенных документах. Кроме того, таможенники разрабатывают свой план проверок и могут быть направлены на ревизию вышестоящим руководством.


Специальная ревизия предполагает подробное изучение товаров и документации. Декларантами заинтересуются, если результаты общей ревизии или другие формы контроля (таблица 2) укажут на недостоверность сведений, заявленных при таможенном оформлении, либо на использование товаров с нарушением установленных норм. Соответственно, эти данные инспекторам необходимо проверить. Визит к предпринимателям, занимающимся оптовой или розничной торговлей импортными товарами, не исключен, когда обнаружатся сведения о том, что ценности ввезены с нарушениями требований и условий таможенного законодательства. И, как следствие, нарушен порядок уплаты пошлин, налогов.


По согласованию с проверяемым ревизия осуществляется по месту деятельности декларанта либо месту нахождения инспекции. Период проверки составляет не более 2 месяцев со дня принятия решения о ее проведении. При необходимости этот срок продлевается на 1 месяц. В общий срок не включаются время между вручением требования о представлении документов и выполнением коммерсантом этого запроса. А вот осмотр помещений и товаров, досмотр, инвентаризацию разрешается проводить независимо от течения срока.


В ходе общей ревизии таможенники вправе получать доступ к информационным базам коммерсанта, запрашивать документы и информацию, связанную с предметом контроля.


При проведении специальной ревизии полномочий у инспекторов гораздо больше. Они вправе безвозмездно требовать информацию (включая банковскую), в том числе в форме электронных документов, касающуюся операций с ввезенными товарами (производственных, коммерческих, иных), проводить осмотр помещений и досмотр товаров, инвентаризацию, а также изъятие товаров либо налагать на них арест.


Товары арестовываются, во-первых, если на них нет специальных марок, идентификационных знаков или иных обозначений товара либо эти марки (знаки) поддельные.


Во-вторых, если у коммерсанта нет документов или в них не указаны сведения о выпуске товаров к обращению (сведения недостоверны).


И в-третьих, когда обнаружится, что условно выпущенные товары используются с нарушением условий их полного или частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов.


Арестованные товары инспекторы могут оставить на хранении у коммерсанта или передать иному лицу. Место их хранения объявляется зоной таможенного контроля, соответственно, перемещение ценностей может осуществляться только с согласия и под надзором инспекторов. Начальник таможенного ведомства, назначивший ревизию, вправе разрешить пользование арестованными ценностями, но их растрата, отчуждение не допускаются. Если товары запрещены к ввозу или обороту или арест не гарантирует их сохранности, ценности изымаются и помещаются на склад временного хранения или в иную зону таможенного контроля.


Возврат товаров и снятие ареста осуществляются не позднее дня окончания специальной ревизии, за исключением случаев, когда ценности необходимы в качестве вещественных доказательств либо за счет них может быть погашен долг по уплате таможенных пошлин. Временное хранение осуществляется за счет коммерсанта, но если проверка не выявит нарушений, затраты относятся на счет бюджета.


Результаты проведения ревизии (в общей и специальной формах) оформляются актом по форме, установленной Приказом N 1023. Повторная ревизия (общая или специальная) у одного бизнесмена в отношении одних и тех же товаров не допускается.



 

Ответственность за нарушения

 


Основные меры за нарушения, выявленные в результате таможенных проверок, предусмотрены сегодня Кодексом об административных правонарушениях. В таблице 3 перечислены основные из этих мер, касающиеся предпринимателей.


Таблица 3. Санкции за нарушения, обнаруженные в ходе таможенной проверки

N
п/п

Нарушение

Статья
КоАП РФ

Санкции

1

Незаконное перемещение
товаров через таможенную
границу

ст. 16.1

штраф в размере от 1/2 до 3-кратного размера стоимости товаров с возможной
конфискацией; конфискация товаров

2

Недекларирование по установленной форме (устной, письменной, электронной) товаров, подлежащих декларированию

п. 1
ст. 16.2

штраф в размере от 1/2 до 2-кратного размера стоимости товаров с возможной
конфискацией; конфискация товаров

3

Заявление недостоверных сведений о товарах при их
декларировании, если
сведения служат основанием
для освобождения от
таможенных пошлин, налогов
или для занижения их
размера

п. 2
ст. 16.2

штраф в размере от 1/2
до 2-кратной суммы неуплаченных
таможенных пошлин, налогов
с возможной конфискацией;
конфискация товаров, ставших
предметом нарушения

4

Нарушение режима зоны
таможенного контроля

ст. 16.5

предупреждение;
штраф от 5 до 10 тыс. руб.

5

Представление
недействительных
документов при таможенном
оформлении

ст. 16.7

штраф от 100 до 300 тыс. руб. с
возможной конфискацией товаров;
конфискация товаров, ставших
предметом нарушения

6

Уничтожение, повреждение,
удаление, изменение либо
замена средств
идентификации

ст. 16.11

штраф от 5 до 20 тыс. руб.

7

Непредставление
в таможенный орган
отчетности

ст. 16.15

предупреждение;
штраф от 20 до 50 тыс. руб.

8

Нарушение сроков уплаты
таможенных платежей

ст. 16.22

штраф от 50 до 300 тыс. руб.

 

Приведенный в таблице перечень далеко не полон, однако уже из того, что содержится в таблице, видно, что помимо немалых денежных штрафов, во многих случаях, возможна еще и конфискация имущества, а следовательно, убытки.


Кроме того, за грубые нарушения таможенных правил предприниматель может быть привлечен и к уголовной ответственности. Например, по ст. 188 "Контрабанда" или по ст. 194 "Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица" Уголовного кодекса, штрафы по которым превышают 100 тыс. руб. Также не следует забывать, что ст. 349 Таможенного кодекса предусматривает пени за неуплату (несвоевременную уплату) таможенных платежей.