Тарифы на услуги в морском порту

 

Комментарий к статье 18 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации": Тарифы на услуги в морском порту

 

Тарифы на услуги в морском порту

 

Тарифы на услуги представляют собой перечень расценок за оказание услуг субъектами инфраструктуры морского транспорта. Поскольку морские порты имеют стратегическое значение для государства, утверждение тарифов на их услуги отнесено к компетенции специально уполномоченного органа исполнительной власти - Федеральной службы по тарифам. Субъекты, осуществляющие оказание услуг в порту, вправе предложить свои расценки на оказываемые услуги с учетом особенностей порта, его местоположения, а также иных факторов, но утверждение осуществляет указанный орган власти. Самостоятельно устанавливать расценки субъекты не вправе, поскольку подобные действия рассматриваются как правонарушения. Субъекты могут быть подвергнуты административному, а в отдельных случаях уголовному преследованию.

Морские порты вправе определять тарифы на перевозки пассажиров, груза и багажа морским транспортом. Указанные тарифы изменяются в зависимости от комфортабельности условий во время поездки для пассажиров, а также государства, в которое направляется морское судно.

Исходя из вышеизложенного можно условно разделить морские тарифы на две группы:

- тарифы для пассажиров;

- тарифы на перевозку грузов.

Как правило, величина тарифа является максимальной, морские порты при оказании услуг вправе применять тарифы ниже или аналогично установленным. Превышать тарифы, установленные на федеральном уровне, субъекты не имеют права.

В зависимости от вида перевозок грузов тарифы классифицируются на:

- тарифы по экспорту - для грузов, отправляемых с территории порта за границу;

- тарифы по импорту - для грузов, прибывших в порт из-за границы;

- тарифы по каботажу - для грузов, перевозимых между морскими портами РФ;

В зависимости от схемы перегрузки грузов тарифы подразделяются на две группы:

- прямой вариант (транспортное средство - транспортное средство);

- с внутрипортовым перемещением (транспортное средство - склад - транспортное средство).

В зависимости от количества производимых портом грузовых операций тарифы с внутрипортовым перемещением подразделяются на три категории:

- 1-я категория: судно - склад - транспортное средство или обратно;

- 2-я категория: судно - склад или обратно;

- 3-я категория: склад - транспортное средство или обратно.

Порядок определения тарифов на услуги, оказываемые в морских портах, определяется в соответствии с требованиями законодательства о естественных монополиях. Так, Правительством РФ принято Постановление о государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей от 23 апреля 2008 г. N 293. Тарифы на услуги субъектов регулирования устанавливаются органами регулирования применительно к каждому конкретному субъекту в соответствии с утвержденными Правительством РФ перечнями услуг субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, тарифы на которые регулируются государством.

Тарифы устанавливаются в виде фиксированных (предельных максимальных или минимальных) ценовых ставок тарифов. Фиксированные (предельные максимальные или минимальные) ставки тарифов могут устанавливаться как в виде абсолютных значений, так и в виде индексов к действующему уровню тарифов.

Минимальная величина тарифов должна обеспечивать покрытие расходов субъектов регулирования на оказываемые услуги с учетом объема этих услуг.

Для расчета тарифов определяется размер необходимой валовой выручки, при этом учитываются:

1) расходы, связанные с оказанием услуг субъектами регулирования, в том числе:

- расходы, связанные с обычными видами деятельности, за исключением суммы начисленной амортизации;

- расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями, а также расходы, связанные с участием в совместной деятельности;

2) отчисления на амортизацию основных средств, которые определяются с использованием данных бухгалтерского учета субъекта регулирования;

3) нормативная прибыль, определяемая исходя из стоимости основных средств и иных активов, необходимых для оказания соответствующих услуг субъектами регулирования, по данным бухгалтерского учета, и нормы прибыли (рентабельности) на капитал. Норма прибыли (рентабельности) на капитал определяется органом регулирования для каждого субъекта регулирования в соответствии с методикой расчета размера экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли, учитываемых при формировании регулируемых тарифов, утверждаемой Федеральной службой по тарифам в установленном порядке;

4) налоги и иные обязательные платежи и сборы, уплачиваемые в соответствии с налоговым законодательством РФ;

5) субсидии и субвенции за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Законодательно установлен перечень услуг, тарифы на которые регламентируются государством. К таким услугам относятся:

- обеспечение безопасности мореплавания и порядка в порту;

- обеспечение прохода судов по подходным каналам;

- обеспечение лоцманской проводки судов;

- ледокольное обеспечение круглогодичной навигации;

- предоставление судам маячных сооружений и оборудования, створных знаков;

- предоставление судам акватории, рейдов, якорных стоянок и услуг систем управления движением судов в порту и на подходах к нему;

- предоставление причалов;

- обеспечение экологической безопасности в порту;

- погрузка и выгрузка грузов;

- хранение грузов;

- услуги буксиров;

- обслуживание судов на железнодорожно-паромных переправах;

- обслуживание пассажиров;

Помимо указанных, государственному регулированию подлежат тарифы на следующие виды услуг:

- обеспечение безопасности плавания судов по внутренним водным путям;

- навигационно-гидрографическое обеспечение условий плавания судов по внутренним водным путям;

- обеспечение лоцманской проводки судов;

- ледокольное обеспечение в зимних условиях навигации;

- обеспечение прохода судов по судоходным гидротехническим сооружениям;

- обеспечение прохода иностранных судов по внутренним водным путям;

- погрузка и выгрузка грузов (за исключением услуг по погрузке и выгрузке нефти и нефтепродуктов, осуществляемых в едином технологическом процессе транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам);

- хранение грузов.

Несмотря на государственное регулирование тарифов на услуги морских портов, они выступают в качестве самостоятельных субъектов правоотношений. В связи с чем администрации морских портов вправе в пределах своей компетенции заключать договоры на оказание отдельных видов услуг. Самостоятельное регулирование цен морскими портами возможно в отношении тех услуг, которые не включены в перечень услуг, тарифы на которые устанавливаются государством. Однако при самостоятельном определении цен на свои услуги администрации морских портов должны руководствоваться принципом рациональности и разумности установления цен. Цена на услуги порта должна компенсировать затраты порта на оказание конкретной услуги, но не быть искусственно завышенной и необоснованной.

 

Государственное регулирование тарифов и ценообразование

 

Несмотря на статус естественных монополий и сопряженные с ним ограничения в реализации ценовой политики, морские порты остаются полноправными участниками правоотношений, субъектами транспортных отношений. Государство определяет сферу своей деятельности в вопросе урегулирования тарифов на отдельные виды услуг, оказываемых морскими портами, оставляя им право распоряжаться своей деятельностью за пределами установленных ограничений самостоятельно.

Государственное регулирование деятельности морских портов в вопросах ценообразования направлено на устранение произвола портовых властей, неоправданного завышения цен, а также оказания одинаковых услуг по разным тарифам. Определение ценовой политики является основным направлением деятельности федеральных органов власти.