Регулярная и нерегулярная пассажирская международная автомобильная перевозка

 

Комментарий к статье 1 ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения"

 

Регулярная пассажирская международная автомобильная перевозка

 

Одной из разновидностей международной автомобильной перевозки является регулярная пассажирская международная автомобильная перевозка, которая определяется в комментируемой статье как перевозка пассажиров автобусом по заранее согласованному маршруту следования с указанием начального пункта перевозки и конечного пункта перевозки, остановочных пунктов движения автобуса и расписания его движения.
(Понятие международной автомобильной перевозки комментировалось выше.)
Основываясь на приведенном определении регулярной пассажирской международной автомобильной перевозки, можно выделить следующие ее признаки:
осуществляется определенной разновидностью транспортных средств - автобусами. Соглашение о массах и габаритах транспортных средств, осуществляющих межгосударственные перевозки по автомобильным дорогам государств - участников СНГ, под автобусом понимает транспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров и багажа, имеющее более 8 мест для сидения, не считая места водителя;
осуществляется в целях перевозки пассажиров (поэтому и называется пассажирской). Понятие "пассажир" комментируемой статьей не определено. В соответствии с пп. "а" п. 3 ст. 1 Конвенции "О международных автомобильных перевозках пассажиров и багажа", совершенной в Бишкеке 9 октября 1997 г., под пассажиром, участвующим в международных автомобильных перевозках, понимается физическое лицо, которое во исполнение договора перевозки, заключенного от его имени (например, поверенным, действующим от имени пассажира на основании доверенности или закона) или им самим, перевозится за плату или бесплатно перевозчиком;
осуществляется по заранее согласованному маршруту следования с указанием:
начального пункта перевозки;
конечного пункта перевозки;
остановочных пунктов движения автобуса;
расписания движения автобуса.
В связи с названным признаком возникает вопрос: с кем согласовывается указанный маршрут? Перевозчиком с пассажиром? Или наоборот: пассажиром с перевозчиком? Перевозчиком с компетентными контролирующими органами? Контролирующими органами одного государства с аналогичными структурами другого государства, с территории (на территорию) которого осуществляются регулярные пассажирские перевозки в первое (с первого) государство? По всей видимости, верно последнее утверждение. Хотя какие органы можно считать также компетентными в данной связи - также вопрос. Наиболее вероятно, что это Департамент автомобильного транспорта Минтранса России, а также ГИБДД России. В данной связи необходимо также учитывать положение статьи 6 комментируемого Закона, в пункте 1 устанавливающей, что регулярные пассажирские международные автомобильные перевозки осуществляются по территории Российской Федерации и территории иностранного государства по согласованию федерального органа исполнительной власти в области транспорта и соответствующего компетентного органа иностранного государства. Следовательно, в нашей стране таким органом является Департамент автомобильного транспорта в составе Министерства транспорта РФ;
такая перевозка является регулярной. На регулярность рассматриваемой международной автомобильной перевозки указывает то, что она выполняется пассажирским автобусом по заранее установленному расписанию его движения. Следовательно, такое расписание должно носить регулярный характер. Интервалы между перевозками в данном случае значения не имеют. Важно, однако, чтобы они также были заранее установлены и носили конкретизированный характер. Так, это могут быть ежедневные, еженедельные, ежемесячные перевозки, перевозки по определенным дням в неделе, месяце. В том числе, полагаем, сюда можно отнести такие виды пассажирских международных автомобильных перевозок, которые осуществляются с определенной регулярностью в зависимости от сезона: например, с мая по октябрь. В то же время следует считать справедливым отнесение к виду регулярных пассажирских международных автомобильных перевозок также перевозки туристов, выполняемые между различными государствами, в том числе сезонные. Исключение в данном случае составляет перевозка по заранее согласованному маршруту туристов - индивидуальных заказчиков, поскольку в такой ситуации нельзя вести речь о каком-либо расписании движения автобусов, следовательно, такая перевозка будет отнесена к следующей разновидности международных автомобильных перевозок - нерегулярной пассажирской.
Нужно отметить, что в международно-правовых документах, относящихся к международным автомобильным перевозкам, также встречается понятие, схожее с регулярными пассажирскими перевозками. Так, в частности, Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР) (Женева, 1 июля 1970 г.), в пункте "i" статьи 1 "Определения" устанавливает такое понятие, как "регулярные линии", - они означают линии, которые обеспечивают перевозку пассажиров через конкретно указанные интервалы движения по установленным маршрутам с посадкой и высадкой пассажиров на заранее определенных остановках. Соответственно, к признакам регулярности можно отнести следующие характеристики пассажирской международной автомобильной перевозки:
заранее установленный маршрут движения;
заранее установленные и конкретно указанные интервалы движения;
заранее определенные остановки, на которых производится посадка-высадка пассажиров.
Независимо от того, кто организует перевозку, линии, которые обеспечивают перевозку конкретно указанных категорий пассажиров, исключая других пассажиров, если такие линии эксплуатируются в соответствии с условиями, конкретно указанными в приведенном выше определении, согласно указанному Соглашению, считаются регулярными линиями. Такие линии, в частности, те, которые обеспечивают доставку рабочих к месту работы и обратно или школьников в школу и обратно, называются специальными регулярными линиями.
Кроме этого, указанным Соглашением установлено следующее: в правилах, регулирующих эксплуатацию таких регулярных линий, или в заменяющих их документах, утвержденных компетентными органами и опубликованных перевозчиком до вступления их в силу, конкретно указываются условия перевозки и, в частности:
частота движения по линиям;
расписания;
тарифы;
обязательства по перевозке пассажиров.

 

Нерегулярная пассажирская международная автомобильная перевозка

 

Нерегулярная пассажирская международная автомобильная перевозка отличается от регулярной тем, что среди ее признаков отсутствует признак регулярности. Поэтому и определяется она в комментируемой статье как не являющаяся регулярной пассажирской международной автомобильной перевозкой перевозка пассажиров автобусом. Маршрут следования автобуса, осуществляющего нерегулярную пассажирскую международную автомобильную перевозку, заранее не согласуется, не имеет расписания. В нем указываются лишь начальный и конечный пункты перевозки. В остальном признаки рассматриваемого вида перевозок аналогичны признакам регулярной пассажирской международной автомобильной перевозки, а именно:
- осуществляется определенной разновидностью транспортных средств - автобусами;
- осуществляется в целях перевозки пассажиров.
В отношении осуществления нерегулярных пассажирских международных автомобильных перевозок следует учитывать правило, установленное пунктом 2 статьи 6 комментируемого Закона, о том, что в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации в области международного автомобильного сообщения, если нерегулярные пассажирские международные автомобильные перевозки осуществляются без разрешений, водители транспортных средств должны иметь списки пассажиров.
Следует отметить, что, помимо грузовой и пассажирской, существуют также некоторые другие разновидности международных автомобильных перевозок, выделяемых по иным (чем объект или субъект перевозки) основаниям. Так, в частности, Положение о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2001 г. N 730, в пункте 2 определяет, что под некоммерческими перевозками понимаются перевозки российскими перевозчиками своих грузов за собственный счет для производственных нужд или своих работников (на автобусах вместимостью более 9 человек, включая водителя) на транспортных средствах, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании. Отсюда по принципу дихотомии можно сделать вывод о существовании коммерческой перевозки, осуществляемой в международном автомобильном сообщении, которую можно определить как перевозку грузов или пассажиров, осуществляемую не за счет средств перевозчика, а за счет средств пассажиров либо грузоотправителей, грузополучателей, иных лиц.