Санитарно-эпидемиологические требования к продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации

 

Комментарий к статье 16 ФЗ  от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" с использованием правовых актов по состоянию на 01.01.2010.

1. Положения п. 1 комментируемой статьи устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к импортной продукции, ввозимой в Российскую Федерацию. Эта продукция, независимо от сферы ее использования (в промышленности, сельском хозяйстве, гражданском строительстве, на транспорте), должна отвечать требованиям безопасности и не оказывать вредного воздействия на человека и среду обитания. С целью предупреждения нарушения санитарного законодательства при обороте импортной продукции организации, осуществляющие ввоз, производство и оборот импортной продукции, должны обеспечивать качество и безопасность продукции в соответствии с действующей нормативной и технической документацией.
Так, Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.03.2006 N 6 "Об усилении надзора за оборотом алкогольной продукции" главным государственным санитарным врачам по субъектам РФ поручено осуществлять санитарно-эпидемиологическую экспертизу алкогольной продукции и виноматериалов, поступающих для таможенного оформления, в соответствующем субъекте РФ, обращая особое внимание на наличие документов, подтверждающих качество и безопасность алкогольной продукции, страны-производителя, заверенных в установленном порядке. Во исполнение данного Постановления, в целях предотвращения угрозы для жизни и здоровья потребителей, письмом Роспотребнадзора от 04.04.2006 N 0100/3835-06-23 "О ввозе и реализации алкогольной продукции" с 05.04.2006 приостановлено действие всех выданных санитарно-эпидемиологических заключений на коньяки, вино (в том числе шампанские вина) и виноматериалы, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Молдова и Республики Грузия и изготовленные на территории указанных Республик. Данная мера была обусловлена тем, что в ходе проверок, проводимых территориальными управлениями Роспотребнадзора по субъектам РФ, выявлено большое количество алкогольной продукции, произведенной в Республике Молдова и Республике Грузия, которая не соответствует требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, предъявляемым к безопасности алкогольной продукции и виноматериалов. Кроме того, проверки выявили, что в ряде случаев упомянутая продукция выпускалась для свободного обращения таможенными органами и сопровождалась при этом санитарно-эпидемиологическими заключениями, выданными главными государственными санитарными врачами учреждений, структурных подразделений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти. Недопустимой также является практика использования гигиенических заключений, выданных санитарно-эпидемиологическими службами других государств в качестве окончательного документа, служащего основанием для принятия решения таможенными органами о ввозе продукции на территорию Российской Федерации, а также оформления на их основе сертификатов соответствия.
2. Согласно п. 2 комментируемой статьи, безопасность и качество импортной продукции должны обеспечиваться путем подтверждения соответствия качества этой продукции санитарным правилам, а также путем государственной регистрации, когда это предусмотрено российским законодательством.
Федеральная таможенная служба России (далее - ФТС России), в целях обеспечения соблюдения ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также законодательством Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, приняла решение не производить выпуск для свободного обращения алкогольной продукции, когда для целей таможенного оформления представляются санитарно-эпидемиологические заключения, выданные главными государственными санитарными врачами учреждений, структурных подразделений федеральных органов исполнительной власти. Кроме того, использование гигиенических заключений, выданных санитарно-эпидемиологическими службами других государств, а также оформленных на их основе сертификатов соответствия для принятия решения таможенным органом о выпуске товара в свободное обращение также является недопустимым (письмо ФТС РФ от 12.04.2006 N 01-06/12307 "О выпуске алкогольной продукции").
3. Положения п. 3 комментируемой статьи адресованы субъектам предпринимательской деятельности, осуществляющим импорт продукции (товаров).
Исходя из принципа свободы договора, граждане и юридические лица свободны в заключении договора, в том числе и в определении условий договора, которые также устанавливаются по усмотрению сторон. Однако, в соответствии с ч. 4 ст. 421 ГК РФ, принцип свободы договора, включая определение его условий, может быть ограничен содержанием соответствующего условия, предписанного законом или иными правовыми актами. Ввиду этого, учитывая положения ст. 422 ГК РФ, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила, иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Таким образом, комментируемая норма как раз и является исключением из принципа свободы договора, предписывающая субъектам внешнеэкономической деятельности включать во внешнеэкономические контракты в качестве существенного условия договора обязательства о выполнении требований санитарного законодательства к продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации, а также гарантии соблюдения санитарных правил при поставке каждой партии такой продукции. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Согласно ст. 432 ГК РФ, договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Следовательно, если в договоре будет отсутствовать установленное комментируемой нормой существенное условие внешнеэкономического контракта, то договор следует считать незаключенным.
4. Как и предыдущие нормы комментируемой главы, положения п. п. 2 и 3 рассматриваемой статьи со дня вступления в силу Федерального закона от 27.10.2008 N 178-ФЗ не распространяются на соковую продукцию из фруктов и (или) овощей, поскольку данные требования регулируются, во-первых, гл. 4 Закона и, во-вторых, подзаконными нормативными актами, определяющими ввоз на таможенную территорию Российской Федерации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия. К такой продукции, в соответствии с п. 2 Правил ввоза на таможенную территорию Российской Федерации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.02.2008 N 53 "О ввозе на таможенную территорию Российской Федерации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия", может быть отнесена только продукция (товар), выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации и включенная в списки продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, на основании технических регламентов.
Соответствие товаров обязательным требованиям подтверждается путем представления в таможенные органы Российской Федерации одного из документов, предусмотренных техническим регламентом, которые имеют равную юридическую силу независимо от схем обязательного подтверждения соответствия и являются документами, необходимыми для таможенных целей.
 

Таможенные услуги

Участнику ВЭД

Таможенному брокеру