Таможенная процедура реэкспорта в Таможенном кодексе Таможенного союза

 

Таможенные процедуры представлены в Таможенном кодексе Таможенного союза (далее - ТК союза) в самостоятельном разделе 6.
ТК союза содержит перечень таможенных процедур, которые определяют требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории союза или за ее пределами. Каждая процедура характеризуется своими требованиями и условиями.
Реэкспорт является одним из составляющих перечень процедур, который взаимодействует с другими процедурами. Такое взаимодействие позволяет завершить некоторые другие процедуры. Например, реэкспортом завершаются процедуры переработки на таможенной территории союза, временного ввоза (допуска), таможенного склада.
Необходимо отметить, что достаточно часто возникает необходимость возврата товаров, ранее ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза. Такие случаи связаны с ввозом товаров, которые запрещены к их ввозу или ограничены к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза, когда иностранный партнер при наличии договорных связей ошибочно отправляет лицу Таможенного союза какой-либо груз или обнаруживается несоответствие по количеству, качеству и т.д.
С точки зрения таможенного законодательства при таких обстоятельствах возможен возврат груза с использованием таможенной процедуры реэкспорта.
Указанная процедура регулируется положениями, содержащимися в гл. 40 ТК союза. Следует отметить, что в данную главу включен ряд новых норм, отсутствовавших в Таможенном кодексе Российской Федерации.
Статья 296 ТК союза определяет реэкспорт как таможенную процедуру, при которой товары, ранее ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза, либо продукты переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, вывозятся с этой территории без и (или) с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.
Как видно из содержания процедуры реэкспорта, возврат в реэкспорте допускается не только в отношении товаров, ранее ввезенных, но и в отношении продуктов переработки.
Отдельно нужно остановиться на нетарифных мерах регулирования, которые представляют собой комплекс мер регулирования внешней торговли товарами, осуществляемых путем введения количественных и иных запретов и ограничений экономического характера, которые установлены международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза.
В свою очередь, меры нетарифного регулирования являются частью запретов и ограничений, включающих в себя помимо мер нетарифного регулирования меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами, и вводимые, исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза.
Таким образом, процедура реэкспорта требует соблюдения иных запретов и ограничений, кроме мер нетарифного регулирования.
Общие положения, регулирующие соблюдение запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу, содержатся в ст. 152 ТК союза, в соответствии с которой перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено ТК союза, международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
Запрет может вводиться на ввоз каких-либо товаров, в таком случае товары, запрещенные к ввозу, но прибывшие на таможенную территорию Таможенного союза, подлежат немедленному вывозу, если иное не предусмотрено законодательством и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза. Так, Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, запрещает к ввозу озоноразрушающие вещества и ряд других товаров. Вывоз указанных товаров является обязанностью перевозчика или их собственника, если иное не установлено законодательством и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза.
При ввозе товаров, ограниченных к ввозу, и непредставлении документов, подтверждающих соблюдение ограничений (лицензий, разрешений и т.д.), действует правило, согласно которому такие товары должны быть немедленно вывезены перевозчиком или собственником. Список ряда товаров, ограниченных к перемещению, содержится в указанном Едином перечне, например химические средства защиты растений, опасные отходы и т.д.
В обоих случаях вывоз товаров возможен в процедуре реэкспорта.
При помещении товаров под процедуру реэкспорта необходимо соблюдение ряда условий, которые содержатся в ст. 297 ТК союза. Причем эти условия весьма разнообразны. Прежде всего условия предусматривают перечень товаров, которые могут быть помещены под рассматриваемую процедуру.

Рис. 1

Новеллами в условиях помещения товаров под реэкспорт являются срок, в течение которого товары могут быть реэкспортированы (один год вместо шести месяцев), представление дополнительных документов.
Анализ ст. 297 ТК союза показывает, что она во многом повторяет ст. 296 ТК союза, в которой уже указаны товары с возможным помещением их под реэкспорт. По существу, условия, перечисленные в ст. 297 ТК союза, относятся к товарам, помещенным под процедуру выпуска для внутреннего потребления.
Обращает на себя внимание формулирование условий реэкспорта, когда такие условия включают в себя неисполнение условий внешнеэкономической сделки с выставлением еще ряда самостоятельных условий, т.е. условия содержат другие условия, что вряд ли можно признать удачным.
Как уже указано выше, реэкспорт товаров, ранее помещенных под процедуру выпуска для внутреннего потребления, должен быть подтвержден, для чего следует представить документы об обстоятельствах ввоза товаров, вытекающих из внешнеэкономической сделки; о неисполнении условий сделки иностранным партнером (например, коммерческий акт); о помещении этих товаров под процедуру выпуска для внутреннего потребления (декларация на товары); об использовании товаров после выпуска для внутреннего потребления.
Свои особенности имеет перевозка товаров, помещенных под реэкспорт, которая заключается в том, что товары вывозятся с соблюдением положений, регулирующих процедуру таможенного транзита.
ТК союза более детально регулирует отношения, связанные с уплатой таможенных пошлин, налогов. По общему правилу обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при вывозе иностранных товаров, помещаемых под реэкспорт, возникает у декларанта с момента регистрации таможенной декларации.
В случае невывоза товаров, помещенных под реэкспорт, сроком уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов будет считаться день регистрации таможенной декларации для процедуры реэкспорта. Невывоз товаров может быть вызван их уничтожением вследствие аварии или действия непреодолимой силы, естественной убыли при нормальных условиях перевозки и хранения, при таких обстоятельствах декларант освобождается от уплаты таможенных пошлин, налогов при условии, что товар утрачивается безвозвратно.
Сумма ввозных таможенных пошлин, налогов при невывозе товаров должна соответствовать суммам ввозных таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при помещении товаров под процедуру выпуска для внутреннего потребления.
При невывозе продуктов переработки товаров, помещенных под процедуру переработки на таможенной территории союза, ввозные таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в сумме, которая соответствует размеру ввозных таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при помещении товаров под процедуру переработки, использованных для изготовления продуктов переработки с учетом норм их выхода.
При возврате товаров в реэкспорте декларант освобождается от уплаты вывозных таможенных пошлин. При вывозе товаров, помещавшихся под процедуру выпуска для внутреннего потребления, если эти товары возвращаются в соответствии с условиями, предусмотренными ст. 297 ТК союза, производится возврат или зачет уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов.
Внешняя простота содержания процедуры реэкспорта не исключает вопросов при его использовании.
Основные вопросы, которые возникают при выборе рассматриваемой процедуры, относятся к ошибочно поставленному товару, и в частности к определению лица, которое может выступать в качестве декларанта при реэкспорте, и соблюдению запретов и ограничений, установленных законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Таможенное законодательство устанавливает порядок и правила, при соблюдении которых происходит перемещение товаров через таможенную границу. ТК союза содержит требования, которым должен отвечать декларант, т.е. лицо, заявляющее сведения о товарах либо от имени которого такие сведения заявляются.
Статья 186 ТК союза устанавливает круг лиц, которые могут быть декларантами. При этом следует учитывать, что декларантом может быть лицо государства - члена Таможенного союза, за исключением некоторых случаев, когда декларантом могут быть иностранные лица.
Из положений, содержащихся в ст. 186 ТК союза, следует, что декларантом может быть, если перемещение товаров через таможенную границу осуществляется в соответствии с внешнеэкономической сделкой, заключенной лицом государства - члена Таможенного союза, таковое лицо:
1) которое заключило такую внешнеэкономическую сделку;
2) или от имени;
3) либо по поручению которого эта сделка заключена.
Если перемещение товаров через таможенную границу осуществляется без заключения внешнеэкономической сделки, декларантом может быть лицо, имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами.
Процедуру реэкспорта может заявить иностранное лицо, в частности организация, имеющая представительство, созданное на территории государства - члена Таможенного союза.
При ошибочной поставке товары поступают без заключения внешнеэкономической сделки в отношении такой поставки товара, поэтому подтвердить права владения, пользования и (или) распоряжения указанными товарами не представляется возможным. В соответствии с нормами ТК союза лицо не обладает достаточными полномочиями для совершения юридически значимых действий (подача декларации на товары) от собственного имени с данными товарами. Таким образом, лицо, в адрес которого поступили такие товары, не может выступать в качестве декларанта.
Как уже указывалось, ст. 152 ТК союза принятие мер по вывозу товаров возлагает на перевозчика или на их собственника, если иное не установлено законодательством и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза.
Таким образом, перевозчик может выступать в качестве декларанта, если он отвечает требованиям ст. 186 ТК союза о декларанте. При этом возникает вопрос: можно ли обязать перевозчика к возврату товаров, если его обязательства по перевозке исполнены и товар передан на склад временного хранения, который известил получателя товара о его поступлении, а получатель установил ошибку в поставке?
Практика применения ТК РФ прошлых лет в части реэкспорта сводилась к тому, что, по мнению таможенных органов, требуется заключение внешнеэкономической сделки с иностранным поставщиком для того, чтобы лицо приобрело указанные выше права или могло совершать определенные действия, в противном случае иностранный партнер должен принять необходимые меры для возврата ошибочно поставленного товара.
Следует отметить, что ошибка в поставке груза обнаруживается при проверке документов о поступлении груза, поэтому все последующие вопросы с решением его приема или возврата должны быть рассмотрены в течение сроков временного хранения, установленного таможенным законодательством.
В соответствии со ст. 170 ТК союза срок временного хранения составляет два месяца. По письменному запросу лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, или его представителя таможенный орган продлевает указанный срок до четырех месяцев, который является предельным. В отношении некоторых товаров срок временного хранения может быть более или менее указанного срока в случаях, указанных в ТК союза или решениях Комиссии Таможенного союза.
Если поступают товары, которые запрещены к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза, то срок хранения таких товаров таможенными органами составляет трое суток (п. 2 ст. 146 ТК союза).
Таким образом, решение о приемке или возврате груза должно быть принято в достаточно сжатые сроки.
При выборе таможенного режима реэкспорта необходимо учитывать положение, содержащееся в п. 1 ст. 152 ТК РФ, в соответствии с которым перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено ТК союза, международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
ТК союза содержит ряд положений, исключающих соблюдение некоторых ограничений. Так, помещение товаров под процедуры таможенного склада, переработки на таможенной территории, переработки вне таможенной территории, временного ввоза (допуска), временного вывоза, реимпорта и некоторых других допускается без применения мер нетарифного регулирования, но в то же время действуют иные ограничения, например ограничения, вводимые исходя из национальных интересов, меры технического регулирования и др.
Как уже указано выше, при реэкспорте к вывозимым товарам не применяются меры нетарифного регулирования. В соответствии с Федеральным законом "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" количественные ограничения и иные запреты и ограничения экономического характера являются методами нетарифного регулирования.
Нетарифное регулирование включает в себя запреты и количественные ограничения, устанавливаемые Правительством Российской Федерации в исключительных случаях, лицензирование, исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры.
Названный Закон предусматривает возможность введения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, исходя из национальных интересов. Такие меры не носят экономического характера и применяются самостоятельно наряду с экономическими. Рассматриваемые меры могут вводиться, если они необходимы для соблюдения общественной морали или правопорядка; охраны жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; применяются для защиты культурных ценностей и т.д.
Запреты и ограничения внешней торговли товарами содержатся в ряде законов, в связи с чем в каждом конкретном случае необходимо обращаться к соответствующему закону.
К числу рассматриваемых законов можно отнести Федеральный закон "Об оружии", который регулирует ввоз и вывоз оружия. В частности, ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз из Российской Федерации гражданского и служебного оружия осуществляется по разрешениям Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах" устанавливает, что ввоз (вывоз) таких товаров осуществляется при наличии разрешения федеральных органов исполнительной власти и специально уполномоченных органов и сертификата на право ввоза (вывоза).
Необходимо иметь в виду особенности государственного регулирования внешнеторговой деятельности в области, связанной с вывозом из Российской Федерации и ввозом в Российскую Федерацию, в том числе с поставкой или закупкой, продукции военного назначения, с разработкой и производством продукции военного назначения, а также особенности государственного регулирования внешнеторговой деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, устанавливаются международными договорами Российской Федерации, федеральными законами о военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами и об экспортном контроле. Например, Федеральный закон от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" одним из методов осуществления государственного регулирования устанавливает лицензирование ввоза и вывоза продукции военного назначения.
При ошибочной поставке российскому участнику внешнеторговой деятельности товаров, ввоз (вывоз) которых лицензируется, возникают вопросы о порядке вывоза таких товаров в режиме реэкспорта. Таможенные органы требуют представления лицензии на вывоз товаров, в то время как лицензия не может быть оформлена, поскольку товар перемещен на таможенную территорию Российской Федерации вне контракта на его поставку. Так, в соответствии с п. 6 Положения о порядке лицензирования в Российской Федерации ввоза и вывоза продукции военного назначения, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 сентября 2005 г. N 1062 "Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами", для получения лицензии организация-заявитель представляет наряду с другими документами копию контракта или выписку из контракта с иностранным заказчиком (поставщиком). При отсутствии контракта на поставку ошибочно перемещенного через таможенную границу товара в выдаче лицензии будет отказано.
Обращает на себя внимание содержание п. 2, 4, 5 ст. 152 ТК союза.
Пункт 2 ст. 152 ТК союза требует немедленного вывоза товаров, запрещенных к ввозу. Пункт 4 той же статьи определяет порядок действий с товарами, ограниченными к ввозу, последние должны быть вывезены, как и товары, запрещенные к ввозу, т.е. немедленно. О немедленном вывозе указанных товаров отмечается и в п. 5. В связи с этим возникает вопрос: когда должны быть вывезены товары, ограниченные к ввозу (сразу после ввоза, когда устанавливается, что ограничения не соблюдены или в процессе временного хранения)? Формулировки п. 2, 4, 5 позволяют сделать вывод о том, что ввоз товаров, на которые распространяются ограничения, возможен при наличии разрешительных документов (например, лицензии). Ранее сформировавшаяся практика позволяла ввозить такие товары без разрешительных документов, которые затем оформлялись в течение срока временного хранения.
Существующие неопределенности в положениях, регулирующих реэкспорт, могут привести к спорным ситуациям.

Таможенные услуги

Участнику ВЭД

Таможенному брокеру