Права таможенного представителя

 

Комментарий к статье 15 Таможенного кодекса Таможенного союза ЕврАзЭС: Права таможенного представителя

Статья 15 регламентирует права таможенного представителя. При совершении таможенных операций таможенный представитель обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает его представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами (п. 1 ст. 15 ТК).
В п. 2 ст. 15 ТК установлены права таможенного представителя, касающиеся получения документов и сведений, необходимых для таможенных целей. При этом таможенный представитель вправе требовать предоставления таких документов и сведений как от представляемого лица, так и от таможенных органов:
- от представляемого лица таможенный представитель вправе требовать предоставления документов и сведений, необходимых для таможенных целей, в том числе содержащих информацию, составляющую коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну, либо другую конфиденциальную информацию, а также получать такие документы и сведения в сроки, обеспечивающие соблюдение требований, установленных ТК;

Примечание. В Российской Федерации следует руководствоваться НК РФ, ГК РФ, Федеральным законом "О таможенном регулировании в Российской Федерации", Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Федеральным законом от 29 июля 2004 года N 98-ФЗ "О коммерческой тайне", Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-1 "О государственной тайне", Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", Федеральным законом от 2 декабря 1990 года N 395-1 "О банках и банковской деятельности"; Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 года N 1203 "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне". В Республике Казахстан - Кодексом Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан", Кодексом Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года N 99-IV ЗРК "О налогах и других обязательных платежах в бюджет", Гражданским кодексом Республики Казахстан, Законом Республики Казахстан от 20 ноября 1998 года N 304-1 "Об аудиторской деятельности", Законом Республики Казахстан от 31 августа 1995 года N 2444 "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан", Законом Республики Казахстан от 15 марта 1999 года N 349-1 "О государственных секретах". В Республике Беларусь - Таможенным кодексом Республики Беларусь, Налоговым кодексом Республики Беларусь (общей частью) от 19 декабря 2002 года N 166-З, Банковским кодексом Республики Беларусь от 25 октября 2000 года N 441-З, Гражданским кодексом Республики Беларусь от 7 декабря 1998 года N 218-З, Законом Республики Беларусь от 19 июля 2010 года N 170-З "О государственных секретах".

- от таможенных органов таможенный представитель вправе требовать предоставления доступа к информационным системам, используемым ими для автоматизированной обработки информации, электронной передачи данных, необходимых для таможенных целей. Порядок доступа к информационным системам, используемым таможенными органами, определяется законодательством государств - членов Таможенного союза. В частности, ч. 2 ст. 100 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" установлено, что сведения из информационных ресурсов таможенных органов предоставляются таможенными органами на основании письменного обращения заинтересованного лица путем предоставления ответа в письменной форме в сроки, установленные законодательством Российской Федерации для рассмотрения письменных обращений граждан в государственные органы. При рассмотрении обращения и направлении ответа таможенный орган обязан убедиться в том, что информация о лице, имеющая ограниченный доступ, передается именно тому лицу, к которому она относится. В силу п. 2 ст. 70 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" информационные ресурсы таможенных органов, сформированные на базе документов и сведений, представляемых при совершении таможенных операций, а также документов, необходимых для их совершения, имеют ограниченный доступ. Порядок формирования информационных ресурсов и доступа к ним определяется законодательством Республики Казахстан об информатизации. В связи с этим необходимо руководствоваться положениями Закона Республики Казахстан от 11 января 2007 года N 217 "Об информатизации". В силу п. 3 ст. 338 Таможенного кодекса Республики Беларусь порядок использования информационных ресурсов таможенных органов устанавливается Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Согласно п. 3 ст. 15 ТК законодательством государств - членов Таможенного союза может быть предусмотрено право таможенного представителя по своему выбору ограничить сферу своей деятельности:
- совершением таможенных операций в отношении отдельных видов товаров в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности;

Примечание. Следует назвать решение Комиссии от 27 ноября 2009 года N 130 "О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации", на основании которого применяется Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС) (текст решения, устанавливающего Единую товарную номенклатуру, размещен на сайте Таможенного союза: http://www.tsouz.ru/KTS/meeting11/Pages/kts11_130.aspx).

- совершением таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу определенными видами транспорта;
- совершением отдельных таможенных операций;
- регионом деятельности в рамках региона деятельности одного (нескольких) Таможенного органа (таможенных органов) государства - члена Таможенного союза. Важно подчеркнуть, что если законодательством государства - члена Таможенного союза предусмотрено соответствующее право таможенного представителя, то в рамках названных видов ограничения совершения таможенных операций он вправе выбрать любой из них по своей инициативе.

К оглавлению: Комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза ЕврАзЭС