Международные перевозки грузов железнодорожным транспортом

 

Транспорт является важнейшей составной частью экономики любого государства, которая обеспечивает ее единство и целостность. Транспортная политика во всех государствах рассматривается как одна из важнейших составляющих общегосударственной стратегии, а сам транспорт постоянно находится под контролем со стороны государства. Значительное место в транспортной системе любого государства занимают международные железнодорожные перевозки грузов, так как большое количество грузов перевозится именно железнодорожным транспортом как внутри государства, так и между государствами (международные перевозки).
Для признания железнодорожной перевозки международной не требуется, чтобы она фактически осуществлялась по территории двух или нескольких государств: достаточно начать такую перевозку, фактического поступления груза на территорию иного государства может и не быть. Однако здесь следует сделать небольшое уточнение.

Договор железнодорожной перевозки должен быть обязательно оформлен международной накладной. И тогда, даже если груз будет утрачен до пересечения границы, такая перевозка не перестает считаться международной. Это положение нашло свое подтверждение и в судебной практике.
В соответствии с п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 11 апреля 1969 г. N 2 (в ред. от 27 ноября 1981 г.; положения этого Постановления действуют и поныне в части, не противоречащей действующему законодательству Российской Федерации) к международным железнодорожным перевозкам относятся перевозки с участием железных дорог двух или более стран на основе международных соглашений и по предусмотренным ими единым перевозочным документам (имеются в виду международная железнодорожная накладная и иные документы), хотя бы груз и не проследовал через государственную границу.

Грузы, являющиеся объектом внешнеторговых операций, следуют на территорию другого государства, и для осуществления и ускорения железнодорожного сообщения, при котором грузы следуют по территории двух или более стран, государства заключают специальные соглашения. Именно при наличии таких соглашений в отношении перевозок грузов такие перевозки грузов на железнодорожном транспорте становятся международными железнодорожными перевозками.
В настоящее время при перевозках грузов железнодорожным транспортом в государства Европы и из этих государств стороны руководствуются Конвенцией о международных железнодорожных перевозках, принятой в Берне в 1980 г. и вступившей в силу в 1985 г. (КОТИФ), а при перевозках грузов между государствами - бывшими социалистическими странами, а также между некоторыми государствами Юго-Восточной Азии - Соглашением о Международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС), которое было введено в действие с 1 ноября 1951 г., со всеми изменениями и дополнениями по состоянию на 1 ноября 1997 г., утвержденными в установленном порядке за весь период действия, и вступило в силу с 1 января 1998 г. Соглашение заключено на неопределенный срок. Российская Федерация не присоединилась к КОТИФ, однако при перевозках российских внешнеторговых грузов в страны Европы (не подписавшие СМГС) и из этих стран в Россию руководствуется положениями КОТИФ.