Деятельность Центрального банка РФ в ЕАЭС

 

В соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе целями и принципами согласованной денежно-кредитной политики, разрабатываемыми странами ЕАЭС, является гармонизация, а также сближение подходов к проведению такого курса; создание организационно-правовых условий как на национальном, так и на межгосударственном уровне для развития координации валютной политики. Среди прочих принципов указывается неприменение действий, которые могут негативно повлиять на развитие интеграционных процессов в валютной сфере. Важным принципом является проведение экономических реформ, направленных на повышение доверия к валютам государств - участников ЕАЭС.

Примечание. Договор о Евразийском экономическом союзе: подписан в Астане 29 мая 2014 г. (ред. от 08.05.2015).

Координатором указанной стратегии выступает специально созданный орган - Консультационный совет по валютной политике центральных банков государств - членов ЕАЭС, в состав которого входят руководители центральных банков Союза. Именно этот орган призван обеспечить реализацию согласованной валютной политики.

Нельзя не отметить, что именно Центральный банк Российской Федерации играет одну из наиболее существенных ролей в процессе становления и модернизации правовых механизмов денежно-кредитного регулирования Евразийского экономического союза. Ведь именно России принадлежит инициатива создания единой валюты в рамках ЕАЭС. Еще в марте 2015 г. Президент РФ В. Путин поручил Центральному банку Российской Федерации совместно с Правительством РФ выявить целесообразность валютного союза с Республикой Беларусь, Казахстаном, Арменией, Киргизией. Как известно, обсуждения о введении единой валюты проводились с самого начала создания международной организации. Такое намерение присутствовало в проекте декларации о ЕАЭС с определенной пометкой: "...предложение российской стороны, казахстанская сторона против". В согласованном тексте Декларации, подписанном президентами трех стран (России, Беларуси, Казахстана) в ноябре 2011 г., в качестве одной из целей интеграции упомянуто лишь следующее: "Углубление сотрудничества в валютной сфере". Возобновление дискуссии о формировании единой валюты Союза, по нашему мнению, связано с внешнеполитической ситуацией, сложившейся в настоящее время. Выработка правовых основ функционирования единой валюты на территории ЕАЭС могла бы помочь странам - членам Союза значительно укрепить свои позиции на мировой арене. Однако следует иметь в виду, что данный вопрос пока не стоит на повестке дня. Так, министр ЕЭК Т.Д. Валовая отмечала, что единая валюта представляет собой верхушку процесса валютной интеграции. Такой процесс начинается с согласования прежде всего денежно-кредитной политики. Именно от этого этапа зависит интеграция в валютной сфере, а также возможное появление правовых механизмов для формирования единой валюты.

Центральный банк Российской Федерации проводит активную работу по формированию нормативного правового материала в соответствии с Соглашением о согласованных принципах валютной политики 2010 г., а также Договором о согласованной валютной политике государств - участников Соглашения от 12.12.2011. В частности, вырабатываются единые подходы, а также направления курсовой политики в целях расширения использования национальных валют во взаиморасчетах. Однако нельзя не отметить, что для формирования единых подходов к правопониманию денежно-кредитной сферы необходимо преодолеть некоторые противоречия. Например, в банковском законодательстве России отсутствует указание такой цели деятельности Центрального банка Российской Федерации, как достижение стабильности цен. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", а также Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2016 г. и период 2017 - 2018 гг. закрепляют такую его важную функцию, как защита и обеспечение устойчивости рубля. Однако, по нашему мнению, "стабильность цен" также должна быть обозначена как одна из важнейших задач (целей), осуществляемых Центральным банком Российской Федерации. Так, в законах других стран - членов ЕАЭС такая цель (задача) указана. Например, в Законе Республики Беларусь от 14 декабря 1990 г. N 464-XII "О Национальном банке Республики Беларусь" указано, что главной целью (задачей) политики и деятельности Национального банка выступает обеспечение внутренней и внешней устойчивости денежной единицы, а также поддержание стабильных цен. В Законе от 30 июня 1996 г. N Р-69 "О Центральном банке Республики Армения" указано, что основная задача (цель) Центрального банка - обеспечение стабильности цен в Республике Армения. Мы считаем необходимым проработать данный вопрос, чтобы добиться единообразного понимания основных направлений денежно-кредитной политики стран Союза.

Кроме того, Коллегия ЕЭК одобрила проект соглашения о требованиях к осуществлению деятельности на финансовых рынках, определяющего меры гармонизации законодательства государств - членов Союза в финансовой сфере. Соглашение направлено прежде всего на создание в рамках Евразийского экономического союза общего финансового рынка, а также обеспечение взаимного признания лицензий на осуществление видов деятельности в секторах банковских услуг, услуг на рынке ценных бумаг. Документ был подготовлен исходя из необходимости совершенствования правового регулирования, а также осуществления контроля на финансовых рынках государств - участников Союза и в целях гармонизации законодательства ЕАЭС.

Важным этапом в развитии единого курса денежно-кредитных отношений прослужило подписание в 2014 г. Соглашения об обмене информацией, в том числе конфиденциальной, для обеспечения свободного движения капитала. По словам министра по экономике и финансовой политике ЕЭК Т.М. Сулейменова, данное Соглашение разрабатывалось с целью определения порядка обмена информацией, а также ее использования в целях углубления процессов интеграции в сфере финансовых рынков. Такое Соглашение позволило бы на законодательном уровне обеспечить обмен конфиденциальной информацией между соответствующими уполномоченными органами стран - членов ЕАЭС в целях защиты прав и законных интересов потребителей финансового рынка.

Рассматривая правовые механизмы обмена информацией в финансовой сфере, нельзя не упомянуть созданную в 2015 г. систему передачи финансовых сообщений Центрального банка Российской Федерации (далее - СПФС), которая функционирует на базе информационной телекоммуникационной системы Центрального банка Российской Федерации. СПФС была создана как альтернатива своеобразного канала межбанковского обмена информацией с целью бесперебойного предоставления услуг по передаче сообщений по финансовым операциям, а также снижения рисков, которые могли бы повлиять на конфиденциальность оказания услуг по передаче таких сообщений. Подобная деятельность регламентирована Приказом Центрального банка Российской Федерации "Об организации обмена электронными сообщениями через систему передачи финансовых сообщений Банка России между клиентами Банка России", Письмом Центрального банка Российской Федерации "О форме договора об оказании услуг по передаче финансовых сообщений", иными указаниями и письмами, изданными в соответствии с необходимостью правового обеспечения деятельности СПФС. Кроме того, в соответствии со ст. 4 гл. I Закона о Банке России он организовывает оказание услуг по передаче электронных сообщений по финансовым операциям. Центральный банк Российской Федерации, в соответствии со ст. 46.1 Закона о Банке России, вправе оказывать услуги по передаче финансовых сообщений кредитным организациям, а также их клиентам - юридическим лицам в порядке, установленном актами Банка России, и иностранным кредитным, международным организациям, иностранным центральным банкам.

Исходя из вышеизложенного можно говорить о перспективе обмена информацией через СПФС со странами - членами ЕАЭС. Ведь Центральный банк Российской Федерации, учитывая сложившуюся сложную ситуацию на международном рынке банковских услуг, нацелен на то, чтобы все более детально регламентировать отношения как внутри страны, так и на международной арене, используя при этом свои рычаги финансово-правового взаимодействия между субъектами денежно-кредитных отношений. Именно поэтому новой вехой в развитии сотрудничества Центрального банка Российской Федерации с Национальными банками Евразийского экономического союза станет разработка соглашения по межбанковскому обмену информацией с использованием механизмов СПФС, а также гармонизация законодательства, регулирующего финансы и валютную сферу.

Январь 2017 г.



Таможенные услуги

Участнику ВЭД

Таможенному брокеру